Взгляд из Москвы на президентские выборы в Украине

Екатерина Чимирис, к.полит.н., программный менеджер РСМД по образовательным проектам


Выборы президента Украины приковывают к себе внимание широкого круга политиков, экспертов и рядовых граждан, поскольку оказывают значительное влияние на целый комплекс вопросов, в том числе связанных с региональной безопасностью и стабильностью.

Жители России пристально следят за ходом предвыборной кампании в Украине, что обусловлено исторически плотными социально-экономическими и семейными связями. Согласно последним опросам ВЦИОМ, 79% слышали об избирательной кампании и 18% следят за ней. Однако отношение к выборам у россиян скептическое — 68% считают, что результаты выборов будут сфальсифицированы украинскими властями; больше половины участников опроса (59%) не верят, что отношения между двумя странами улучшатся после выборов. Отношение российской политической элиты к выборам также варьируется от нейтрального до скептического.

Каковы ожидания России от выборов в Украине?

Ожидания, что Россия будет стремиться оказывать влияние на результаты украинских выборов, распространены в публичных и экспертных дискуссиях наших западных коллег. Стратегия поддержки пророссийского кандидата была реализована Россией в 2004 г. в ходе «Оранжевой революции», но показала свою низкую эффективность[1]. Текущий внешне- и внутриполитический контекст вокруг Украины подталкивает Россию к разработке и проведению более креативной и тонкой политики в отношении соседних государств.

В долгосрочном стратегическом плане Россия, несомненно, заинтересована в переходе от конфронтации и радикализации с Украиной к конструктивному диалогу с вновь избранным президентом страны. Так или иначе, каждый из кандидатов – лидеров предвыборной гонки в той или иной степени способен на такой шаг. Юлия Тимошенко настаивает на многосторонних переговорах: «Мы предлагаем немедленно начать работу в Будапештском формате, в которой, на мой взгляд, должны участвовать президент Соединенных Штатов, премьер-министр Великобритании, президент Франции, федеральный канцлер Германии, президент Украины, а также президент России; то есть те, кто давал гарантии Украине, подписав Будапештский меморандум». Владимир Зеленский, в свою очередь, также отмечает, что для достижения мира на Донбассе не избежать переговоров с Россией. Петр Порошенко придерживается наиболее радикальной позиции, выстраивая свою кампанию на противостоянии с Россией, хотя и он в конце марта рассказал о возможных условиях для переговоров с Россией: «Могут ли быть двусторонние переговоры? Ну, конечно, мы суверенное независимое государство. Но будет ли позиция Украины слабее, если мы поедем без поддержки наших мировых партнеров по проукраинской коалиции. Очевидно, что слабее», — позиция действующего президента Украины в этом вопросе зависит от западной повестки.

Принимая во внимание тот факт, что отношение Украины к России сильно зависит от взаимоотношений России и ЕС, персоналия будущего украинского президента не окажет значительное влияние на развитие российско-украинских отношений. Генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов в своей статье предлагает четыре сценария развития отношений России и Украины и отмечает, что проблема не может быть решена без восстановления общеевропейского единства.

Со стороны России вопрос Крыма больше не стоит на повестке переговоров, однако говоря о потенциальных переговорах России и Украины, стоит упомянуть следующее[2]. Во-первых, Россия заинтересована в реинтеграции Донбасса в состав Украины; единственное беспокойство, возникающее в связи с этим процессом, связано с несоблюдением прав русскоговорящего меньшинства. Именно этот вопрос может войти в перечень вопросов, которые потенциально могут быть обсуждены в ходе переговоров. Во-вторых, России выгодно поддерживать существующие экономические связи с Украиной, для которой первая до сих пор является главным торговым партнером. Согласно данным Всемирного банка, в 2017 г. украинский экспорт в Россию составил 3 943 217,84 долл (9,08%), для сравнения — Польша находится на втором месте (6,28%), а украинский импорт в Россию – 7 196 562,10 (14,56%), Китай на втором месте по импорту (11,41%).            В-третьих, несмотря на конфликт, трудовая миграция из Украины в Россию до сих пор существует, хотя за последний год количество иммигрантов из Украины уменьшилось              (137 700 чел. в 2018 г. по сравнению с 150 100 чел. в 2017 г.).

Сценарии

Учитывая описанный выше контекст, можно обозначить три возможных сценария поведения России в отношении результатов президентских выборов в Украине.

Пророссийский кандидат

В случае реализации этого сценария Россия поддерживает пророссийского кандидата, если тот будет избран. Западным СМИ и политикам этот вариант развития событий кажется наиболее вероятным. Однако этот сценарий наименее вероятный. Юрий Бойко из партии «Оппозиционный блок», которого можно считать пророссийским кандидатом в президенты страны, пока пользуется низкой поддержкой населения (6,9%). Также в Украине в целом крайне негативно относятся к пророссийской риторике, поэтому даже Ю.Бойко весьма аккуратен в своих заявлениях. Наконец, сейчас у России не так много ресурсов, чтобы оказывать значительное влияние на внутриполитические процессы в Украине, хотя уже прозвучали обвинения в попытках организации кибератак.

Нелегитимные выборы

Второй сценарий — непризнание Россией выборов в Украине легитимными. В феврале 2019 г. парламент Украины запретил российским гражданам присутствовать на выборах в качестве наблюдателей, и этот закон дал российским парламентариям основания о возможности непризнания результатов выборов.

Российский сенатор Алексей Пушков отметил: «Приняв закон, запрещающий гражданам России быть наблюдателями на украинских выборах, Украина нарушила свои международные обязательства в расчете, что Запад ей вновь все простит. Пожурят немного, но санкций не будет. Мы же имеем полное право эти выборы не признать. Причин будет достаточно». Несмотря на то, что наблюдатели из России смогут присутствовать на выборах в составе делегации ОБСЕ, отношение радикально настроенных политических сил вряд ли изменится.

Стратегия непризнания выборов может дать России время для консолидации сил перед парламентскими выборами в Украине (они должны состояться в октябре 2019 г.); возможно, уже в ходе них Москва может сделать ставку на определенные политические силы. Реализация этого сценария оставит конфликт в замороженном состоянии и может привести к новым санкциям со стороны Запада.

Нормализация отношений

Наиболее реалистичный сценарий — Россия признает результаты выборов и работает с этим результатом. Президент России Владимир Путин отметил: «Мы тем не менее считаем, что другого пути нет, и все равно придется договариваться. Надеюсь, что люди, которые возглавят страну в будущем, кто бы это ни был, придут к выводу о том, что другого пути, кроме мирного, не существует, и нужно выполнять Минские соглашения».

Степень успеха возможных переговоров с вновь избранным президентом Украины зависит от нескольких условий. Позиция Порошенко в отношении этого вопроса очень зависит от позиции ЕС и США, поэтому диалог с Россией будет возможен при более благоприятной общерегиональной конъюнктуре. Если же выборы выиграет не действующий президент, то у России появится больше возможностей для маневра. Поэтому позицию РФ сейчас можно назвать выжидательной.

______________________

1. Aslund A., McFaul M. (2006), Revolution in Orange. The Origins of Ukrainian Democratic Breakthrough. Carnegie DC.

2. Автор высказывает свою точку зрения, основанную на собственных наблюдениях.

РСМД. 29.03.2019

Читайте также: