Пустыня справа. Как Порошенко удалось стать главным патриотом Украины?
Константин Скоркин
Для национал-патриотической части избирателей логику президентской кампании определяет прежде всего военный конфликт на востоке страны. Украина делает выбор в ситуации, когда роль президента как верховного главнокомандующего не просто почетная регалия, а основная обязанность главы государства. Этот фактор, вполне возможно, сыграет определяющую роль в день голосования, когда украинский избиратель в последний момент не решится сменить своего верховного главнокомандующего.
Начав избирательную кампанию с огромным антирейтингом, президент Украины Петр Порошенко сумел переломить ситуацию, вернуться в число фаворитов, и теперь его победа на президентских выборах уже не кажется чем-то невозможным. Удалось это во многом благодаря тому, что украинский президент сегодня остался, по сути, единственным заметным политиком на национал-патриотическом фланге. Еще несколько месяцев назад в стране хватало желающих поконкурировать с Порошенко за эту часть избирателей, но личный рейтинг президента успешно поглотил амбиции других политиков.
Взлет и падение Гриценко
Одной из самых заметных жертв президентской зачистки справа стал лидер партии «Гражданская позиция» Анатолий Гриценко. Это нетипичная фигура для украинской политики, где преобладают выходцы из номенклатуры и крупного бизнеса. Патриот-интеллектуал, Гриценко не замечен в связях с основными олигархами.
За плечами Гриценко руководство влиятельным аналитическим Центром Разумкова и работа министром обороны при президенте Ющенко. На этом посту он был главным лоббистом сближения Украины с НАТО.
В нынешнюю кампанию Гриценко явно гордится своим имиджем «первого непроходного» кандидата (с таким слоганом он баллотировался в президенты в 2010 году). Это описание намекает на его высокие моральные качества, которые не позволяют вести грязную игру и занять первое место в коррумпированной украинской политике.
Несмотря на разгромные поражения в 2010 и 2014 годах, нынешние президентские выборы могли стать для Гриценко звездным часом. Разочарование украинцев в постсоветском цинизме ключевых кандидатов (Порошенко и Тимошенко) делало выигрышной ставку Гриценко на возвращение морали и патриотизма в политику.
Вопреки традиционной разобщенности украинских национал-демократов Гриценко удалось объединить вокруг себя группу политиков проевропейских взглядов, игравших видную роль при президенте Ющенко – лидера Европейской партии Катеринчука, экс-вице-спикера Верховной рады в 2007–2012 годах Томенко и других. Одним из руководителей кампании Гриценко стал генерал СБУ Виктор Трепак, известный тем, что в свое время раскрыл «черную кассу» Партии регионов, подставив под удар соратника Трампа Пола Манафорта (работал политтехнологом Януковича).
Ходили упорные слухи, что евроатлантист Гриценко – фаворит западных покровителей Украины и должен сменить Порошенко. Полгода назад The Economist сочувственно писал о Гриценко как о самом честном кандидате в президенты Украины: «Его рейтинг продолжает расти, несмотря на отсутствие денег и доступа к средствам массовой информации, которые контролируют олигархи. Некоторые избиратели все еще требуют честности от политиков».
Летом 2018 года Гриценко занимал вторые строчки рейтингов потенциальных кандидатов, сразу после Тимошенко, и опережал действующего президента. Казалось бы, второй тур, а то и победа Гриценко гарантированы.
Но дальше все пошло не так. Протестный электорат оказался ненадежным активом и легко менял свои предпочтения под действием личного обаяния кандидатов. Угрюмый интроверт, Гриценко не смог противостоять яркой популистке Тимошенко и уж тем более профессиональному актеру Зеленскому.
Наконец, главный удар Гриценко получил на патриотическом поле от действующего президента. Порошенко перетянул на себя всю военно-патриотическую повестку, фактически начав свою кампанию с введения в стране военного положения (встреченное поначалу скептически, это решение тем не менее консолидировало национал-патриотический лагерь вокруг президента).
Не сбавляя темпов, президент продолжал укреплять имидж «главного патриота». Создание национальной православной церкви, закрепление в Конституции евроатлантического вектора – все эти шаги в сумме к марту привели Порошенко на вторую-третью строчку рейтингов, в то время как Гриценко спустился на пятую. Важный индикатор – Порошенко стал лидировать в западных областях страны, а это для Украины ключевой фактор легитимности для политика, выступающего с национал-патриотических позиций.
И другие
Перемены на патриотическом фланге затронули не только Гриценко. Еще один проевропейский политик Андрей Садовой также оказался в аутсайдерах кампании. Успешный мэр Львова, превративший город в европейский туристический центр, Садовой начал карьеру общенационального политика и выдвинулся в президенты. Но, получив плохие рейтинги в тесной нише «наследия Майдана», в итоге снял свою кандидатуру.
Формально самоотвод Садового усиливает позиции Гриценко, в пользу которого, собственно, и вышел из игры мэр Львова. Однако на практике их суммарный рейтинг составляет 5–6%, и подобное объединение не окажет существенного влияния на предвыборный расклад.
Популярный рок-музыкант Святослав Вакарчук, которого также рассматривали как «европейского кандидата» в президенты и многообещающее «новое лицо», вообще не стал баллотироваться. Совсем блекло выглядят и позиции системных крайне правых: объединенный кандидат националистов, представитель партии «Свобода» Руслан Кошулинский замыкает первую десятку претендентов.
Время для национально-патриотических политиков упущено. Наследников Народного руха и «Нашей Украины» постигла та же участь, что и наследников Партии регионов – вместо того чтобы выдвинуть сильного единого кандидата, и те и другие выступили несколькими колоннами и распылили силы, уступив поле популистам.
Персональные и групповые амбиции в очередной раз оказались выше общей цели, а под маской «честности и принципиальности» украинских национал-демократов обнаружилась склочность и недоговороспособность. Так что можно с уверенностью предсказать, что они не смогут объединиться и на парламентских выборах.
Главком военного времени
Монополизировав патриотическое поле, Порошенко стремится представить себя единственным гарантом как европейского выбора Украины, так и сохранения государства от враждебной Москвы. И разрушить этот образ не могут даже коррупционно-кумовские корни его политической карьеры.
Журналистское расследование махинаций в Укроборонпроме бросило тень на ближайшее окружение президента – речь шла о контрабанде запчастей для украинской армии из России. Президент уволил фигуранта скандала, члена СНБО Гладковского, однако заметный осадок остался. Влиятельный пул еврооптимистов во главе с Мустафой Найемом и Сергеем Лещенко отказал в доверии Порошенко, а сами журналисты вышли из его фракции в парламенте.
Многие увидели в столь громком скандале новый шанс для Гриценко. Но стоит помнить, что для национал-патриотической части избирателей логику президентской кампании определяет прежде всего военный конфликт на востоке страны. Украина делает выбор в ситуации, когда роль президента как верховного главнокомандующего не просто почетная регалия, а основная обязанность главы государства. Выборы 2014 года пришлись на начало конфликта, когда общество еще не до конца осознавало новые реалии, сейчас фактор обороны страны выходит на первый план.
В результате значительная часть украинцев воспринимает страну как осажденный лагерь, где менять военного лидера недопустимо при всех очевидных его недостатках. Показательно, что многие сторонники Порошенко считают, что нелегальные схемы в Укроборонпроме служили укреплению армии, а значит, приемлемы для воюющей страны.
Темы коррупции и неэффективного гражданского управления отходят на второй план, а поле допустимого политического выбора сужается. Этот фактор, вполне возможно, сыграет определяющую роль в день голосования, когда украинский избиратель в последний момент не решится сменить своего верховного главнокомандующего.
Московский Центр Карнеги. 07.03.2019