Президент Грузии разбалансировала Закавказье
Георгий Двали
Новоизбранный президент Грузии Саломе Зурабишвили прибыла с визитом в Армению. Одной из тем ее переговоров с армянским руководством стали региональные конфликты. В Ереване попытались выяснить, что имела в виду глава грузинского государства, когда недавно в Баку заявила об «оккупации территорий Грузии и Азербайджана». В итоге президент Грузии не только подтвердила свою позицию по Нагорному Карабаху, но и выступила с обвинениями в адрес армянского руководства. Жесткая позиция Саломе Зурабишвили может положить конец политике равноудаленности от сторон армяно-азербайджанского конфликта, которой Грузия придерживалась весь постсоветский период.
Руководство Армении, которое принимало в Ереване президента Грузии Саломе Зурабишвили, особенно интересовали разъяснения главы грузинского государства по поводу ее неоднозначного заявления в Баку. 27 февраля, посещая Азербайджан с официальным визитом, госпожа Зурабишвили коснулась темы «оккупации территорий» Азербайджана и Грузии. Ее фразы об «оккупации Россией» бывших грузинских автономий — Абхазии и Южной Осетии — никого не удивили, поскольку грузинские руководители часто выступают с такими обвинениями в адрес Москвы. Но на этот раз президент Грузии, по сути, впервые открыто обвинила Армению в оккупации Нагорного Карабаха и части территорий, прилегающих к бывшей Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР.
Мы почти одновременно восстановили независимость наших стран и перенесли одинаковые трагедии»,— отметила Саломе Зурабишвили, обращаясь к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву. При этом глава грузинского государства уточнила, что под «схожими трагедиями» имеет в виду как раз «оккупацию территорий».
«Оккупационные линии являются незаживающей раной и для нас тоже»,— продолжила президент и выразила удовлетворение тем, что Грузия и Азербайджан, несмотря на оккупацию, «смогли усилить свою государственность и развивать экономику».
По данным “Ъ”, в ходе встреч в Ереване, в том числе с президентом Армении Арменом Саркисяном и премьер-министром Николом Пашиняном, тема бакинских заявлений Саломе Зурабишвили поднималась с разной степенью остроты. Но президент Грузии и не думала оправдываться либо дезавуировать свое заявление. Наоборот, она выступила с рядом претензий в адрес армянской стороны.
В частности, во время встречи с председателем Национальной ассамблеи Армении Араратом Мирзояном Саломе Зурабишвили предупредила: для ее страны «очень важно» признание Арменией территориальной целостности Грузии не только на словах, но и на деле. Глава государства тут же пояснила, что имеет в виду визиты делегаций Нагорного Карабаха в Абхазию и Южную Осетию. «Тем самым организаторы визитов сами демонстрируют, что эти конфликты симметричны»,— не скрывала недовольства президент Грузии. «Это очень печально и болезненно,— продолжила в том же духе Саломе Зурабишвили.— Мы считаем, что здесь (в Армении.— “Ъ”) нет той доброжелательности, которая должна быть в отношении нашей страны».
В Тбилиси считают последние заявления президента Зурабишвили беспрецедентными за весь постсоветский период, в течение которого Грузия придерживалась политики нейтралитета по отношению к сторонам армяно-азербайджанского конфликта.
Такую мысль в беседе с “Ъ” высказал один из лидеров оппозиционной партии «Европейская Грузия», бывший заместитель министра иностранных дел Серги Капанадзе. По его мнению, президент должна проявлять «куда большую осторожность», высказываясь на столь «чувствительную тему». Вместе с тем господин Капанадзе признал, что высказывания Саломе Зурабишвили его не удивили. «Это только начало, будут и другие подобные заявления»,— выразил уверенность дипломат.
В правительстве Грузии воздержались от комментариев по поводу высказываний президента в Баку и Ереване. Этому примеру последовали и все депутаты от правящей партии «Грузинская мечта», поддержавшей Саломе Зурабишвили на прошлогодних выборах.
Независимый политолог Давид Авалишвили напомнил “Ъ”: согласно грузинской конституции, глава государства наделен лишь символическими полномочиями. Поэтому, добавил эксперт, хотя заявления госпожи Зурабишвили очень важны и беспрецедентны, «серьезные и ответственные деятели в Ереване и Баку все-таки не станут их рассматривать как признак кардинального изменения позиции грузинского государства по армяно-азербайджанскому конфликту».
Коммерсантъ. 14.03.2019