Не базой единой
Дмитрий Орлов, генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» (Бишкек)
Информационный фон вокруг первого государственного визита Владимира Путина в Бишкек перекрыла отставка Нурсултана Назарбаева с поста президента Казахстана. Однако значения своего этот визит не потерял. Как минимум потому, что является первым государственным визитом Путина в Киргизию. Вопрос только в том, для кого он более значим и чего от него ждать в будущем обеим странам.
Тактика выживания
Еще в конце января заведующий отделом внешней политики аппарата президента Киргизской Республики (КР) Данияр Сыдыков рассказал журналистам:
– В рамках госвизита президента России запланирован ряд мероприятий. Состоится 21-е заседание киргизско-российской межправительственной комиссии, будет проведена 8-я межрегиональная конференция с участием представителей бизнес-сообщества КР и РФ, ожидается участие 500 бизнесменов. Впервые пройдет Форум ректоров вузов Киргизии и России, по итогам которого будут подписаны соглашения между вузами двух стран.
Тогда же Сыдыков сообщил, что президенты намерены обсудить торгово-экономическое сотрудничество, обеспечение безопасности в регионе, а также продвижение в Кыргызстане проектов инфраструктурного строительства и вопрос о киргизах, пребывающих в России. Первоначально официальный Бишкек говорил, что по итогам госвизита ожидается подписание 15 документов, но позже их количество выросло до 25.
На встрече с президентом Сооронбаем Жээнбековым в Сочи 9 февраля Путин подтвердил повестку встречи: «Мы будем готовиться к следующей встрече в конце марта уже в Кыргызстане и обязательно продолжим наш диалог по вопросам экономического взаимодействия, по нашим совместным усилиям по укреплению ЕврАзЭс – у нас есть над чем работать. Мы обсудили вопросы о защите нашего общего таможенного контура. Россия сделала все, чтобы оказать Кыргызстану необходимую поддержку. Безусловно, будем дальше обсуждать работу в сфере военного строительства и взаимодействия. По вопросам миграционной политики мы понимаем, насколько это чувствительно для Кыргызстана».
Путин также сказал, что в ходе визита в Бишкек он и Жээнбеков будут обсуждать работу в сфере военного строительства и взаимодействия. «В сфере военно-промышленного комплекса надо, конечно, посмотреть, для того чтобы загрузить ваши предприятия», – сказал Путин.
Комментируя ситуацию с военным сотрудничеством России и Кыргызстана, бывший вице-премьер правительства РК Абдырахман Маматалиев сказал журналистам:
– ОДКБ есть комиссия по военно-экономическому сотрудничеству. В рамках этого мы в 2005 году тоже поднимали данный вопрос. Во время Союза у нас были оборонные предприятия. В свое время эти предприятия процветали, производили оружие, которого не было в других странах. Сейчас таких предприятий пять или шесть. Некоторые стали акционерными обществами, но не полностью. Там есть станки, оборудование, сильные и квалифицированные специалисты, но состояние предприятий ужасное. Для восстановления работы этих предприятий у нас нет финансовых средств. Продавать произведенную продукцию было сложно. С учетом всего этого мы предложили России создать совместную военно-производственную корпорацию. Я думаю, что это логическое продолжение этой работы. Если решение будет принято, то оно станет полезным для Кыргызстана. Во-первых, это создаст дополнительные рабочие места, а во-вторых, поможет поставить на ноги наши Вооруженные силы.
Маматалиев прав, потому что предприятия военно-промышленного комплекса и трудовая миграция из Кыргызстана в Россию взаимосвязаны. Дело в том, что в советское время большая часть предприятий ВПК СССР располагались на юге республике, где добывалось и сырье для них. После развала СССР эти предприятия закрылись, и работы людям не стало. Поэтому первой волной Кыргызстан покинули специалисты высокого класса, а второй – те, кто когда-то на этих предприятиях работал. Понятно, что не все, а только те, кто еще был трудоспособен. Третья же волна – их дети.
В порядке эксперимента после прочтения этого материала любой читатель-москвич может зайти в любую точку общепита Москвы и спросить у киргизов, которые там работают, откуда они приехали. Восемь из десяти человек наверняка ответят, что они прибыли из Джалал-Абадской области. А это как раз юг Кыргызстана. Они бы, может, и рады были обрабатывать землю, но если сложить все количество плодородной земли в Джалал-Абадской области и разделить на число ее жителей, то в итоге получится всего один квадратный метр на человека...
Но вернемся к теме визита. Заседание межправкомиссии, о котором говорил Сыдыков, состоялась 1 марта в Бишкеке. Вице-премьер правительства и сопредседатель комиссии от Кыргызстана Женишбек Раззаков заявил на ней:
– Есть потенциал для наращивания двусторонней торговли. Россия занимает второе место в товарообороте Кыргызстана (первое занимает Китай. – Д.О.), ее доля в 2018 году составила 24%. Товарооборот превысил 1,5 млрд долл. и вырос на 3,7%. Экспорт оценивается в 314 млн – увеличение составило 17%. Это очень хорошая динамика. Считаю, что надо продолжить работу в этом направлении и вывести товарооборот с Россией на первое место.
Российский сопредседатель комиссии – глава аппарата правительства России Константин Чуйченко озвучил немного другие цифры товарооборота – 1,8 млрд долл. и отметил, что его необходимо закрепить.
Словом, планы выглядят грандиозными, ну а при условии должного контроля за их выполнением – вполне реализуемыми. О чем все это может говорить в перспективе? Практика последних десятилетий показала, что двусторонний формат взаимодействия работает куда эффективнее «блокового». Но и тут, к сожалению, бывает так, что дальше подписаний договоров дело очень редко движется. Но если убрать пессимизм и предположить, что выполнение всего задуманного Путин и Жээнбеков возьмут под свой личный контроль, то дело приобретает совсем иной оборот.
Перемена участи
Если применить образный подход и сравнить государство или союз государств с домом, то политика здесь выступает «крышей». Безопасность – это «стены» такого «дома», а экономика – его «фундамент». Можно наставить в Кыргызстане сколько угодно военных баз – даже оснастить их самым современным вооружением, способным, если надо, разнести половину мира, и высококлассными специалистами. Но если нет работающей экономики – прочного фундамента, то любой толчок изнутри или снаружи приведет к единственному результату: все рухнет.
То есть, если в стратегическом партнерстве работать только на укрепление безопасности, такая конструкция долго не продержится. Нужно еще и глубокое экономическое взаимодействие, которое – нравится это кому-то или нет – обеспечит будущий рост экономики Кыргызстана, раз уж мы говорим о нем. При таких раскладах эффективная экономика Кыргызстана перестает быть стратегической целью только этой страны. Она становится стратегической целью и России тоже, раз уж она, как о том говорят, решила надежно закрепиться в Центральной Азии. Чтобы это закрепление произошло надежнее, нужен качественный и более мощный фундамент, чем пророссийские настроения народа Кыргызстана, то есть все та же экономика. Круг замкнулся.
Все это по большому счету и есть истинный прагматизм, а вовсе не то, что долгие годы называли его именем. Действительно, Кыргызстану в его нынешнем экономическом состоянии предложить России нечего. Это объективная реальность. Если экономика сегодняшнего Кыргызстана рухнет, этого никто не заметит. Но если под гарантии обоих президентов в Кыргызстан придут крупные российские инвесторы, то со временем Кыргызстан перестанет быть для России головной болью.
Автор этих строк довольно тесно общается со многими предпринимателями Кыргызстана. Все они видят экономическое сотрудничество с Россией наиболее желательным именно в формате совместных предприятий полного цикла – от добычи ресурсов до производства конечного товара. Резон в этих словах есть, так как эта схема в равной мере способствует и получению прибыли, которая при грамотном контроле и менеджменте окупит все вложения и значительно улучшит имидж самой России.
Так уж совпало, что мало иметь самые лучшие в мире танки, самолеты и ракеты, чтобы победить в глобальной конкуренции. Практика показала, что в подавляющем большинстве случаев глобальную конкуренцию выигрывает тот, кто становится мечтой для всех. Об этом всем тому, кто в России занят вопросами международного экономического и гуманитарного сотрудничества, стоит задуматься.
НГ-Дипкурьер. 24.03.2019