«Брексит» ждет туманное будущее
Екатерина Мареева
Британский парламент одобрил перенос даты «Брексита» с 29 марта на более поздний срок. Правительство рассматривает варианты отсрочки от двух месяцев до двух лет. Любое из этих решений нужно будет согласовать с Евросоюзом, который не возражает против переноса, но просит обосновать его. Аргументом могло бы стать решение провести повторный референдум, но пока парламентарии отклонили поправку с таким предложением. В то же время они запретили премьер-министру Терезе Мэй в третий раз выносить на голосование проект соглашения с ЕС без внесения в него существенных изменений. Поскольку Брюссель не согласен пересматривать сделку, среди вариантов разрешения кризиса по-прежнему остаются выход без сделки, добровольная отставка премьера и досрочные парламентские выборы.
Впервые перед голосованием по «Брекситу» в парламенте не стала выступать Тереза Мэй: два дня подряд до этого она сорванным голосом эмоционально призывала поддержать ее сделку, и на этот раз врачи настоятельно рекомендовали премьеру не участвовать в дебатах. Без присутствия премьера парламентарии приняли решение перенести дату «Брексита» с 29 марта 2019 года на более поздний срок, поскольку утвердить сделку с ЕС внутри страны до сих пор не удалось. За отсрочку проголосовали 412 человек, против — 202.
Это голосование, как и все предыдущие, не вносит ясность в будущие отношения ЕС и Великобритании.
Во-первых, теперь одобрить отсрочку выхода из ЕС должен Брюссель, где в последние недели утверждали: для этого нужны веские причины, и, если такие найдутся, перенести выход можно максимум на конец июня. Позже, в июле, начнется сессия Европарламента (ЕП) нового созыва, и провести ее планируют уже без Великобритании. Если же «Брексит» перенесут на более поздний срок, Соединенному Королевству придется участвовать в выборах в ЕП, к чему не готовились ни в ЕС, ни в Великобритании.
Основанием для откладывания «Брексита», в частности, могло бы стать решение провести повторный референдум о выходе из ЕС. Однако поправку с таким предложением отклонили подавляющим большинством (334 против и 85 за). Накануне голосования против принятия поправки выступила даже организация People’s vote, которая выступает за проведение референдума и в октябре вывела на улицы Лондона около 700 тыс. человек. Члены организации объяснили, что сейчас «не время» для принятия этого решения, поскольку это был не главный вопрос заседания. К этому мнению в итоге прислушалось большинство членов оппозиционной Лейбористской партии, пояснивших, что в четверг поправка все равно бы не прошла.
Во-вторых, вариант с выходом без сделки остается возможным. Хотя большинство парламентариев такой сценарий не поддерживают и 13 марта проголосовали против «жесткого» «Брексита», они также не одобряют и сделку Терезы Мэй с Брюсселем. Премьер надеется до 20 марта в очередной раз вынести на голосование дважды отвергнутое соглашение с ЕС, не внеся в него существенных изменений, и пока законодатели не планируют поддерживать его.
Поэтому, если ЕС откажется переносить «Брексит», 29 марта грозит «жесткий» выход: страна будет строить отношения с ЕС по правилам ВТО, затруднится пассажиропоток и перемещение товаров, в супермаркетах будет сложно купить некоторые продукты, так как 30% продовольствия Великобритания закупает в странах ЕС. Об этом говорится в отчетах Банка Англии, опубликованных в начале марта.
Такие последствия не устраивают ни правительство, ни парламентариев, поэтому на Даунинг-стрит в случае провала третьего голосования все же надеются на благосклонность ЕС и рассматривают возможность переноса «Брексита» даже не на пару месяцев, а на два года. В четверг выяснилось, что из-за высоких рисков «жесткого» «Брексита» смягчилась и позиция ЕС. Глава Евросовета Дональд Туск рассказал, что на саммите ЕС 21–22 марта призовет европейских лидеров «быть открытыми для длительного продления», однако при одном условии: «если Великобритания сочтет необходимым переосмыслить свою стратегию по ''Брекситу'' и прийти к консенсусу по ее поводу».
Глава испанского МИДа Жозеп Боррель отметил, что Брюсселю в таком случае стоит быть «очень требовательным» и точно «понять намерения» Лондона. Глава МИД Ирландии Саймон Коувени, напротив, поддержал длительную отсрочку. По его мнению, она дала бы Лондону «время для раздумий». При этом он заметил, что такая уступка со стороны ЕС не означает, что переговоры между Лондоном и Брюсселем возобновятся: Британия сама должна будет решить, что сделать для принятия уже существующего соглашения.
Среди возможных выходов из тупика британские СМИ называют добровольный уход Терезы Мэй со своего поста и досрочные парламентские выборы.
И для Великобритании, и для ЕС «было бы приемлемым короткое продление примерно на неделю, чтобы завершить ратификацию соглашения, или же более длительное продление на несколько месяцев для проведения парламентских выборов или референдума», рассуждает в разговоре с “Ъ” заместитель директора аналитического центра «Великобритания в меняющемся ЕС» (UK in a Changing EU) Саймон Ашервуд. Однако проблема в том, что у правительства сейчас нет таких целей и оно «просит перенести дату выхода в надежде, что все как-то разрешится само собой», отмечает эксперт.
Коммерсантъ. 14.03.2019