В Киеве ищут замену "минскому формату" переговоров по Донбассу
Татьяна Ивженко
На 20 февраля запланировано обсуждение в Генассамблее ООН длящегося ровно пять лет конфликта в Донбассе. Об этом сообщил спикер постоянного представительства Украины в ООН Олег Николаенко. Он назвал дымовой завесой состоявшееся по инициативе РФ заседание Совбеза ООН, посвященное четырехлетию Минска-2. С момента подписания договоренностей об урегулировании не выполнен ни один их пункт.
Минские соглашения (Минск-1) были подписаны в 2014 году. Поскольку они не выполнялись, лидеры Украины, России, Германии и Франции в 2015-м разработали новый документ – Комплекс мер по выполнению Минских соглашений (Минск-2).
Но и это не позволило урегулировать ситуацию в Донбассе. В октябре 2016 года лидеры стран «нормандской четверки» договорились в течение нескольких месяцев разработать «дорожную карту» (подробный план-график) по выполнению Минска-1 и Минска-2. Однако сделать это не удалось, поскольку Украина и Россия по-разному видят причины, участников конфликта в Донбассе, а также конечную цель выполнения Минских соглашений.
Противоречия, не позволившие выполнить ни одного пункта договоренностей, снова прозвучали на этой неделе в ходе заседания Совбеза ООН. Россия исходит из того, что на востоке Украины пять лет длится гражданская война, которую можно прекратить только путем прямых переговоров Киева с ДНР и ЛНР. Предметом переговоров, с российской точки зрения, должно стать выполнение Минских соглашений в том порядке, в котором записаны их пункты. То есть чередовать меры по прекращению боевых действий с политическими решениями. «Ключевое значение имеет очередность выполнения данных шагов», – заявил во вторник постоянный представитель РФ в ООН Василий Небензя. Он обвинил украинскую сторону в нежелании выполнять Минские соглашения: «Я каждый раз призываю вас: прочитайте этот документ внимательно. Не повторяйте заученную фразу, что «Россия должна выполнить Минские соглашения». В них о России нет ни слова. Мы уже неоднократно говорили. Это абсурд: Киев саботирует «Минск», а расплачиваться за это пытаются заставить Москву».
В Украине в начале 2018 года приняли закон, в котором официально признали Россию «государством-агрессором» и «государством-оккупантом», а ДНР и ЛНР – «оккупационными администрациями». Поэтому в Киеве выдвигают требования России, не считают нужным садиться за стол переговоров с представителями Донецка и Луганска, не собираются рассматривать вопрос о предоставлении особого статуса ДНР и ЛНР. Максимум, что сделала украинская власть, – приняла закон об особом порядке местного самоуправления в Донбассе. Речь идет о широких (почти автономных) полномочиях местной власти. Но закон вступит в силу только при условии полного прекращения боевых действий, восстановления украинской юрисдикции и проведения выборов местных органов власти по украинскому законодательству.
Киев настаивает, что конечной целью выполнения Минских соглашений должна стать ликвидация ДНР/ЛНР, восстановление территориальной целостности Украины. Поэтому требует разделить пункты Минских соглашений: на первом этапе выполнить все, что связано с обеспечением безопасности (включая последний пункт – о передаче контроля над участком границы с РФ в Донбассе), на втором этапе – все политические пункты (в том числе об амнистии и местных выборах). Постоянный представитель Украины в ООН Владимир Ельченко заявил, что российская сторона виновна в длящемся конфликте.
В России и Украине с 2017 года обсуждают вопрос направления в Донбасс миротворческой миссии ООН. Однако из-за противоположных подходов к проблеме в целом стороны по-разному видят задачи и полномочия такой миссии. Сейчас в регионе работает только специальная мониторинговая миссия ОБСЕ, которая фиксирует ситуацию, но не дает ей оценки. Спецпредставитель ОБСЕ на Минских переговорах Мартин Сайдик, говоря о четвертой годовщине Минска-2, в очередной раз призвал стороны конфликта к выполнению соглашений. «Разрешение конфликта на востоке Украины еще неблизко. В регионе продолжаются противостояния, которые до сих пор приводят к страданиям гражданского населения и человеческим жертвам…» – написал он.
В октябре прошлого года Порошенко заявил, что России Донбасс нужен как рычаг влияния на украинскую политику, поэтому никакие сценарии урегулирования по принципу «мир в обмен на территорию» неприемлемы. «Не будет ни мира, ни территории… России нужен не Крым или Донбасс, ему нужна вся Украина», – подчеркнул украинский президент.
США и ЕС в целом разделяют позицию Киева. В годовщину Минска-2 спецпредставитель Госдепа США Курт Волкер написал в соцсети, что Россия и подчиненные ей силы в Донбассе «на протяжении четырех лет ежедневно нарушает Минские соглашения». Тот же тезис повторило посольство США в Украине. Американские и европейские политики говорят о новых санкциях. Глава МИД РФ Сергей Лавров после состоявшейся на этой неделе встречи с финским коллегой Тимо Сойни назвал бесперспективной позицию Брюсселя «в отношении того, что нормализация отношений с Россией возможна только после выполнения Москвой Минских договоренностей по украинскому урегулированию». Он отметил: «Минские договоренности упорно саботируются нынешними киевскими властями, которые, судя по целому ряду фактов, не отказались и от силового решения так называемой проблемы Донбасса».
В Киеве отрицают намерения отвоевать территории. Президент Порошенко гарантирует, что Украина не отойдет от политико-дипломатического пути урегулирования в рамках Минских соглашений (в прочтении украинской стороны). Конкуренты Порошенко на президентских выборах все чаще называют этот путь тупиковым. Например, бывший начальник Главного управления разведки Минобороны, экс-глава Службы безопасности Украины, кандидат на пост президента Игорь Смешко заявил, что процесс зашел в тупик: «Альтернатива Минским соглашениям есть и всегда была. Но руководство Украины до сих пор не заняло активную позицию, а идет на поводу у сильных стран, которые не хотят замечать агрессию России против Украины…» Он назвал альтернативой Будапештский меморандум. На предстоящей Мюнхенской конференции по безопасности не исключена встреча глав МИД Германии, Франции, Украины и РФ.
Украинские политологи считают, что Россия выждет до завершения президентских выборов. Представители так называемого пророссийского крыла украинской оппозиции гарантируют, что, придя к власти, вступят в прямые переговоры с ДНР/ЛНР, а также с Россией. Член «Оппозиционной платформы – За жизнь», кандидат на пост президента Юрий Бойко заявил, что украинская власть не выполняет Минские соглашения, «потому что война приносит ей прибыль. Наживаясь на войне, власть проводит политику эскалации ненависти вместо того, чтобы снизить градус противостояния и напряжения в обществе. Блокада людей и территорий, военные администрации и военное положение. Они используют любые методы, чтобы удержаться во властных креслах. Но им это не поможет. Единственный выход объединить страну – садиться за стол со всеми участниками конфликта и договариваться».
Членом этой политической силы является и Виктор Медведчук, который смог добиться частичного выполнения единственного пункта Минских соглашений – об обмене удерживаемыми лицами (пленными). Самый крупный обмен (304 освобожденных с украинской стороны и 74 – со стороны ДНР/ЛНР) состоялся в декабре 2017 года. Второй этап планировался на начало 2018 года, но не состоялся. Виктор Медведчук ранее говорил украинским СМИ, что Киев политизировал вопрос обмена. И что украинская сторона отказалась освободить часть задержанных (арест которых не связан с событиями в Донбассе, но их имена были внесены в списки). В прошлом году Медведчука, по словам источников, отстранили от активной деятельности по обмену. Недавно против Медведчука в Украине начали расследование по подозрению в призывах к сепаратизму.
Пока в Украине занялись изучением деятельности оппозиционного политика, обмены удерживаемыми лицами фактически прекратились. На заседании Совбеза ООН представитель Украины Владимир Ельченко сказал: «Украина направила 13 официальных письменных предложений с различными формулами по обмену пленных Украины в России и на аннексированных территориях. Обмену на заключенных российских граждан, которым были вынесены приговоры за преступление против суверенитета Украины». Но договоренности достигнуты не были. Вина за это, по мнению зампредседателя Верховной рады Ирины Геращенко, которая участвует в Минских переговорах и занимается вопросами обмена, «лежит полностью на России и ее марионетках». Президент Порошенко в начале года сказал журналистам, что украинские граждане будут освобождены. Но не сказал, когда и как. Тот же вопрос все чаще задают в отношении выполнения Минских соглашений. Ответа на него нет: у сторон противоположные позиции.
Независимая газета. 13.02.2019