Москва делает ставку на АСЕАН в противовес Вашингтону и Токио
Владимир Скосырев
Глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая в Хошимине, раскритиковал попытки США реконфигурировать политический ландшафт на Ближнем Востоке и в Азии в своих интересах. Примером служат попытки Вашингтона создать арабское «НАТО», втянуть Индию в альянс, ставящий целью сдерживание Китая. Ради этого Америка искусственно насаждает концепцию Индо-Тихоокеанского региона. Москва с этим не согласна и предлагает своим соседям в Азии помощь в отражении экстремизма. Проблема в том, что Россия не в состоянии подкрепить декларации серьезными инвестициями и кредитами.
Во вьетнамском Хошимине состоялась конференция «Международное сотрудничество в неспокойном мире». Ее организовал Международный дискуссионный клуб «Валдай» совместно с дипломатической академией МИД СРВ. В своей речи перед участниками форума Лавров детально изложил подходы Москвы к процессам, проходящим в Азии, Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и на Ближнем Востоке. Министр назвал нынешнюю эпоху «постбиполярной». Раньше существовал однополярный или двуполярный мир.
Он «был гораздо более надежным, все было понятно, и никаких импровизаций. Сейчас чехарда – каждый вроде за себя и нет какого-то нового понимания, как жить. Я все-таки согласен с теми, кто говорит, что это период пертурбации, который пройдет. Он будет длительным. Это становление эпохи», подчеркнул Лавров.
Главное сейчас – наблюдать за реконфигурацией глобального политического ландшафта. Она проходит двумя способами. Первый – естественный, когда появляются новые центры экономического роста и политического влияния. Таким образом возникли объединения РИК (Россия, Индия, Китай), БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), Шанхайская организация сотрудничества, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Однако, по словам Лаврова, есть попытки сдержать формирование новых центров роста. Сюда относится Ближневосточный стратегический альянс, так называемое ближневосточное «НАТО», который сейчас администрация президента США Дональда Трампа пытается навязать странам Персидского залива, Иордании, Египту. Израиль также блюдет свои интересы вокруг этой инициативы.
В беседе с «НГ» востоковед, кандидат политических наук Ирина Мохова отметила: «Для арабских стран Персидского залива объединение в таком формате при лидирующей роли США может стать дополнительным механизмом сдерживания иранской угрозы. С этой точки зрения, американская инициатива может быть привлекательна для ближневосточных монархий. Но сложно представить, чтобы Саудовская Аравия и Катар, находящиеся фактически в состоянии холодной войны, могли бы успешно взаимодействовать».
По мнению эксперта, военный потенциал этих стран вызывает сомнение. «Страны Персидского залива уже более 30 лет имеют собственные объединенные вооруженные силы – «Щит полуострова». Единственное, с чем им удалось справиться, это провести операцию на Бахрейне во время арабской весны. В операциях посерьезнее, таких, как война в Йемене, действует коалиция во главе с Саудовской Аравией. Да и ей с военной точки зрения ничего выдающегося достичь не удалось. А Египет всячески противится вовлечению в йеменский конфликт, – сказала Мохова. – Смысл заявлений Сергея Лаврова в том, что США якобы предлагают странам региона невыгодную для них форму сотрудничества в меняющемся мире, лидирующая роль в котором, хотят того американцы или нет, будет принадлежать России».
Глава российской дипломатии подверг критике и концепцию «Индо-Тихоокеанский регион». Ее искусственно насаждают американцы вместе с Японией, Австралией. Контекст – сдерживание Китая. То есть видна попытка вовлечь Индию «в военно-политические и военно-морские процессы». Эта концепция подрывает центральную роль, которую играет в регионе АСЕАН. Москва с новой терминологией не согласна. Она предпочитает термин АТР. Россия считает себя его частью.
Профессор МГИМО Сергей Лунев высказал «НГ» некоторое удивление столь суровой характеристикой концепции «Индо-Тихоокеанский регион». Дело в том, что она появилась еще в 2010 году. Причем одним из ведущих акторов, пробивавших эту идею, была Индонезия. «Поначалу наиболее активны были Австралия и Индонезия. В Австралии признали, что само название говорит о повышении роли Индии, – отметил эксперт. – Я не вижу в этом ничего удивительного, так как роль Индии, действительно, растет, в том числе и на Тихом океане. Трамп говорит не об АТР, а об Индо-Тихоокеанском регионе. Это в принципе ближе к истине. Ведь Южная Азия в АТР входит более очевидно, чем страны Латинской Америки».
По словам Лунева, Индия ведет себя достаточно взвешенно. «Сама концепция ей нравится, но однозначно на стороне США Индия не выступает. Мне кажется, критика концепции не совсем справедлива», – заключил эксперт.
Пока что азиатские СМИ особого интереса к выступлению министра не проявили. В столицах бурно растущего района знают, что Россия не в состоянии подкрепить свои декларации крупными кредитами или экономической помощью.
Независимая газета. 25.02.2019