Китайский бизнес опасается инвестировать в Россию
Владимир Скосырев
В среду возобновятся переговоры между КНР и США о торговле. Но независимо от их исхода ясно, что пора, когда Китай стремительно рос в благоприятных внешних условиях, закончилась. Как отразилась торговая война на экономике Поднебесной? Сумеют ли Пекин и Вашингтон заключить сделку? И могут ли Китай и Россия координировать свои действия перед лицом беспрецедентного давления со стороны США и их союзников? Об этом «НГ» попросила рассказать бывшего вице-президента Всемирного банка (ВБ) профессора Джастина Линь Ифу и его коллегу из Пекинского университета Юй Пиньхая.
Джастин Линь Ифу – фигура знаменитая не только потому, что ему принадлежит концепция Новой структурной экономики. Он защитил докторскую диссертацию в университете Чикаго, а в 2008–2012 годах был вице-президентом ВБ. Его имя прогремело на всю Восточную Азию в начале 1980-х после того, как Линь, офицер армии Тайваня, переплыл с островка километрах в двух-трех от побережья континентального Китая в КНР и начал научную карьеру в Пекинском университете. Потом он продолжил ее в Америке, был назначен главным экономистом ВБ. Вернувшись после этого в КНР, продолжил работу в качестве профессора Пекинского университета, основал Китайский центр изучения экономики.
Профессора Линь Ифу постоянно приглашают выступить с лекциями во многих странах. Он и коллега по научной работе профессор Юй Пиньхай побеседовали с «НГ» во время конференции, состоявшейся в Москве в Институте стран Азии и Африки МГУ.
Касаясь переговоров Китая с США, Линь Ифу сказал, что весь мир заинтересован в урегулировании спора. Если США проявят рациональный подход, то сделка будет заключена.
– Эксперты говорят, что китайская экономика под давлением санкций США замедляется. Вы с этим согласны?
– Китай за последние 40 лет рос темпами в 9,4%. А теперь темп роста упал до 6,6%. Но в сравнении с другими странами Китай – одна из самых быстрорастущих. И один из главных драйверов экономического роста в мире.
– Китайское правительство, как утверждает пресса, взяло курс на стимулирование экономики путем финансовых интервенций. Это правда?
– Замедление в большой степени объясняется внешним шоком, которая экономика пережила во время глобального финансового кризиса 2008 года. Конечно, правительство тоже должно принять некоторые меры по стимулированию экономики. Но важнее не сами интервенции, а то, как будут использоваться эти деньги для создания базы устойчивого роста в будущем.
В ходе беседы профессор указал, что исходная идея его концепции Новой структурной экономики – это использование сравнительных преимуществ, выявление в развивающихся странах отраслей с высоковостребованной продукцией. У Китая и России разные конкурентные преимущества. Но их экономики дополняют друг друга. Поэтому экономическое сотрудничество было бы выгодно и народам обеих стран. Они надеются, что между ними будут развиваться отношения сотрудничества.
В рыночной системе правительство может помогать частному сектору развиваться в соответствии со своими конкурентными преимуществами. Россия как страна, богатая ресурсами, может добиться лучших результатов, чем страны, которые бедны ресурсами. Если у России будет хорошее государственное управление и она будет прозрачным образом использовать ресурсы, то сможет осуществить структурную трансформацию от ресурсной к нересурсной промышленности и поддерживать технологические инновации, заключил Линь Ифу.
Как видим, один из самых известных китайских экономистов увязывает будущее нашей страны и перспективы ее отношений с КНР с тем, сумеет ли Москва улучшить управление экономикой. Еще яснее на этот счет высказался профессор Юй Пиньхай. Прежде всего он указал, что внешний нажим на Китай и Россию носит различный характер. Между Россией и США, их союзниками нет структурного экономического конфликта. Россия подвергается давлению США и Запада вследствие геополитических причин.
А конфликт между Китаем и США носит структурный характер. Тут главное экономика и меньше геополитика. Но Китай и Россия смогут успешно справиться с этим кризисом разными методами. Россия будет принимать стратегические контрмеры. А Китай располагает ресурсами и механизмом, чтобы по-своему уладить проблему. Тем не менее Китаю и России нужно совместно действовать, чтобы последствия внешнего давления не были для них серьезными.
– Но, как указали некоторые выступавшие на конференции специалисты, китайская экономика слишком зависима от экспорта, чтобы успешно справиться с тарифными санкциями США.
– Зависимость Китая от экспорта составляет примерно 3% ВВП. И около 70% экономического роста Китая в прошлом году было обеспечено сектором обслуживания. Так что экспорт важен, но не настолько.
– Инвестиции Китая в России невелики. Россия тут отстает даже от Казахстана. Почему?
– Китаю и России нужно больше обмениваться информацией. Китайские бизнесмены не понимают России. Бизнес в области ресурсов у вас очень централизованный. Вот почему китайские частные инвестиции в России очень малы. Нужно, чтобы Россия поощряла китайские корпорации инвестировать в сектор энергетики, минерального сырья, промышленности.
Российские предприниматели в сравнении с бизнесменами из других стран – участников проекта Нового шелкового пути гораздо меньше общаются с китайскими бизнесменами. На высшем политическом уровне коммуникации налажены хорошо. А на уровне бизнеса это совсем не так.
– Но, может, и в российских верхах есть боязнь, что Китай будет доминировать в экономике РФ?
– В России распространено беспокойство по поводу китайских инвестиций. Выход здесь один: больше говорить друг с другом, осуществлять вместе больше совместных планов. Так же как китайцы поступали 40 лет назад, налаживая связи с Америкой, Европой, Японией, Малайзией.
Независимая газета. 10.02.2019