Киргизия: треть опрошенных – за введение шариата
Ринат Файзулин
На прошлой неделе Институт исламоведения в Бишкеке опубликовал результаты исследования под названием «Уязвимость и устойчивость молодых людей в Кыргызстане к радикализации и экстремизму». Некоторые данные заставляют сделать вывод, что в религиозной сфере происходят серьезные изменения.
Треть опрошенных молодых людей в возрасте до 30 лет на вопрос, поддерживают ли они идею сделать Кыргызстан государством, управляемым законами шариата, ответила утвердительно, треть затруднилась ответить. А согласно другому пункту, степень доверия респондентов к религиозным организациям оказалась выше, чем к государственным и международным. Есть над чем задуматься светским властям. На вопрос же, какие страны наиболее положительно влияют на Кыргызстан, большинство ответили, что Саудовская Аравия и Турция. Россия – на третьем месте.
Еще один важный пункт опроса – каким религиозным группам доверяют респонденты. На первом месте оказалась международная организация «Джамаат таблиги», которая в странах ОДКБ считается экстремистской. Правда, не в Киргизии. Ей симпатизируют 16% опрошенных. Места со второго по четвертое заняли турецкие религиозные организации. Был еще один любопытный вопрос: «Если бы у кандидата в президенты были сильные религиозные взгляды, увеличило бы это шансы того, что вы проголосуете за него?». Положительно ответили 29,3%, «может быть» ответили 31,3%.
Данные исследования требуют пояснения. 25% опрошенных являлись студентами медресе – религиозных учебных заведений, но даже с учетом этого фактора можно сделать вывод, что страна становится все более религиозной.
Ситуацию и некоторые данные опроса по просьбе «Ритма Евразии» прокомментировал Дильмурод Орозов – глава Центра исламского образования в Кыргызстане.
– Судя по результатам опроса среди молодежи, проведенного Институтом исламоведения, количество верующих растет. Вас, как мусульманина и священнослужителя, это не может не радовать, но есть беспокойство у светской власти этим фактом, особенно у правоохранительных органов. В какой мере это беспокойство обоснованно?
– Да, день за днем количество верующих, исполняющих обряды, увеличивается. Но следует разделять тех, кто считает себя мусульманами и истинными верующими. Если человек провозглашает себя верующим, но у него нет убеждений, веры, то он двуличен. Количество прихожан то увеличивается, то уменьшается. Говорить конкретно о резком росте верующих надо обоснованно. Но в любом случае это не должно у остальных граждан вызывать беспокойство. Муфтият понимает, что надо заниматься просветительской деятельностью как среди верующих, так и среди неверующих, чтобы те понимали суть религии, миролюбие Ислама.
– Но если количество верующих увеличивается, то количество имамов, обладающих соответствующими знаниями, чтобы проповедовать классический Ислам, остается прежним, их катастрофически не хватает. Соответственно, появляются проповедники-сектанты…
– Да, эта проблема стоит остро. Чтобы направлять и вести за собой сообщество верующих, сами пастыри должны обладать знаниями. Таких священнослужителей мало, но ситуация лучше, чем 10-15 лет назад, людей, получивших классическое исламское образование среди имамов становится все больше.
– Но в Кыргызстане все же действуют группировки, течения, которые не хотят подчиняться светским законам и не признают верховенство муфтията в делах религиозных…
– Есть такие. И скрывать тут нечего. У нас в Кыргызстане довольно либеральные законы. В том числе и в вопросе вероисповедания. Пользуясь этим, к нам едут проповедники различных группировок с задачей разделить общество, отвернуть мусульман от истинных ценностей Ислама. Но полагаю, что наши правоохранительные органы хорошо работают, они довольно успешно действуют, выявляя экстремистские группировки. И, например, на каждом заседании Совета безопасности обсуждаются религиозные вопросы.
Опять же лет десять назад религиозная ситуация в стране была хуже, чем сейчас. Мы можем сказать, что на сегодняшний день ситуация стабильная. Раньше салафиты довольно свободно проповедовали, как и члены партии «Хизб ут-Тахрир». Но сейчас их нет, или же они ушли в глубокое подполье.
– Но, к примеру, общество «Джамаат таблиги» запрещено во многих странах как экстремистское, в том числе в странах-участницах ОДКБ, а в Кыргызстане существует легально. И может получиться так, что республике придется подчиниться общим правилам… Как, на ваш взгляд, нужно решать эту проблему?
– Законы в любой стране должны приниматься, исходя из интересов общества, граждан этой самой страны. Но если в нашей стране нет закона о запрете «Джамаат таблиги», то это означает, что вреда от этой организации нет. И главное ее правило – не вмешиваться в политику, ни во внутреннюю, ни внешнюю. Самая важная задача – распространение Ислама, того, который был донесен до нас Пророком. Думаю, что власти понимают этот момент и именно поэтому не запрещают «Джамаат таблиги».
Не исключаю, что в некоторых странах, с которыми Кыргызстан состоит в одних международных организациях, полагают, что «Джамаат» вредна и приносит вред. Но у нас все наоборот – это религиозное общество не конфликтует с властями и подчиняется светским законам. Поэтому, как я считаю, нет смысла его запрещать.
– А взаимоотношения мусульманского сообщества страны с властями достаточно ровные или все же есть противоречия?
– Я бы не сказал, что эти отношения безоблачные. Светская власть хочет быть над религией, управлять религиозным сообществом, которое, в свою очередь, хочет с властями сосуществовать мирно. То есть разногласия имеются. И здесь не законы виноваты, а, скажем так, работает человеческий фактор. Верующий человек и неверующий всегда хотят что-то друг другу доказать. Однако у нас во власти есть верующие, мусульмане, например даже президент и некоторые депутаты. Думаю, они не допустят серьезных противоречий между светской властью и общинами любых религий. И могу сказать, что отношения между религией и государством сейчас вполне нормальные, уважительные.
Мнения
Данияр Эргешов, преподаватель русского языка и литературы Джалал-Абадского государственного университета:
«И без статистики или исследований понятно, что число верующих растет. Когда-нибудь их количество может сравняться с количеством неверующих. Но дело даже не в этом, а в том, что большинство людей, обратившихся к религии, не совсем понимают многое из того, что им говорят имамы, они не имеют должного минимального образования, подготовки. Поэтому некоторых из них легко ввести в заблуждение, чем и пользуются эмиссары запрещенных экстремистских организаций. И еще. При таком доверии к политикам, если они верующие, многие из них очень быстро объявят себя истинными мусульманами и постараются использовать религиозный фактор, чтобы выиграть выборы или получить высокую должность».
Директор НИИ исламоведения Маметбек Мырзабаев:
«Требует исследования вопрос снижения доверия молодежи к светской власти. Число молодежи, желающей жить по законам шариата, может еще измениться. Это будет связано с мерами по укреплению светского государства. Требуется механизм работы с 34 процентами молодежи, которая пока находится на перепутье».
Ритм Евразии. 18.02.2019