«В отношениях с Сербией Россия медитирует, сидя на пороховой бочке»
Визит президента России в Сербию, по сообщениям сербской стороны, ожидается 17 января. Сербские СМИ также сообщили, что во время пребывания Владимира Путина в Белграде ожидается подписание ряда двухсторонних соглашений, направленных на укрепление сербско-российского экономического сотрудничества. EADaily попросило российского историка и эксперта по Балканам Анну Филимонову рассказать, какие темы могут оказаться на повестке дня встречи двух лидеров.
Как полагает эксперт, предстоящие переговоры российского и сербского президента в Белграде будут делиться на две четко выраженные части. Первая из них, считает она, будет касаться вопросов энергетики, инфраструктуры, инноваций. «На самом деле, применительно к практической части, речь скорее всего пойдет о трехстороннем проекте развития теплоэлектростанции в Панчево и о „Турецком потоке“. Как сообщает издание Н1, уникальная ситуация в Сербии будет заключаться в том, что большая часть газопровода будет принадлежать России. Но это пока объявляют западные по сути дела издания, ни с российской, ни с сербской стороны никакой конкретной информации не поступает», — отметила Филимонова.
По ее словам, на данный момент можно ориентироваться лишь на заявления посла России в Сербии Александра Чепурина, говорящего о фантастических успехах в двухстороннем сотрудничестве. За эти успехи сербский президент Александр Вучич только что получил государственную награду РФ — орден святого Александра Невского, напомнила Филимонова. Как предположила она, и сербская, и российская сторона из стратегических соображений пока что не сообщают, о каких проектах идет речь — чтобы не оповещать противника о своих планах. С другой стороны, возможно, эти проекты пока находятся лишь в стадии документального оформления без четкой привязки к практическому воплощению, допустила эксперт.
«Подчеркну, что это или семнадцатая, или восемнадцатая встреча Александра Вучича с Владимиром Путиным. Здесь трудно сказать, что ситуация после каждой встречи как-то ощутимо меняется. Пока мы скорее приходим к констатации, что несколько улучшается сотрудничество в экономической сфере, то есть в области товарооборота. Но если мы посмотрим на конкретные цифры и увидим тот обвал, который произошел в 2014 году, то все-равно показатели, даже по сравнению с периодом правления Бориса Тадича, пока отстают. Происходит тактическое, но не стратегическое наращивание, потому что речь идет об увеличении в основном товарооборота сельхозпродукции», — напомнила Анна Филимонова.
При этом она пояснила, что сотрудничество в сфере сельскохозяйственной промышленности между Россией и Сербией сталкивается с четкими ограничениями, вызванными тем, что в 2014 году ЕС убедительно попросил Сербию не выделять государственные дотации на развитие сельхозпроизводства, чтобы таким образом Белград не мог заместить уходящих с российского рынка европейских производителей.
«Таким образом, по сути, Сербия в лице Александра Вучича ввела ограничение на товарооборот с Россией. Это своего рода санкции. И подчеркну, что сделано это в условиях, когда Сербия буквально задыхается в экономической стагнации, которая подходит к уровню реального роста ВВП примерно в 1%, а это статистическая погрешность. Сербия находится в ситуации уверенного застоя. Выходом из сокрушительной экономической ситуации было бы введение государственной дотации, но власть Александра Вучича это не делает», — пояснила эксперт.
По словам Филимоновой, Республиканский статистический институт Сербии 9 января опубликовал данные, согласно которым каждый четвертый гражданин Сербии находится у черты бедности. «Здесь Россия может предоставить уникальные возможности открытия своего рынка, но пока на всех этих 17 встречах речь идет только о тактических мерах, а не о кардинальных изменениях», — считает политолог.
По ее мнению, подобные тактические меры губительны как для внешней политики России на Балканах, так и для сербского народа. «Нельзя считать, что при отсутствии стратегии такую разрушительную для двухсторонних отношений ситуацию может вытянуть ряд контрактов. Как мы видим, чтобы не прошел „Южный поток“, Запад пожертвовал всей Македонией. От „Южного потока“ ничего не остается. Вряд ли ситуацию выправит „Турецкий поток“. Скорее всего, Запад не допустит и этого. Поэтому Россия здесь встает перед жесткой необходимостью переосмысления своей политики на Балканах: либо перейти к решительным и коренным изменениям, либо просто пойти на дно и пережить один из тяжелейших провалов», — заявила Анна Филимонова.
По мнению эксперта, нельзя довольствоваться бравурными официальными заявлениями двух сторон, так как это всего лишь заявления чиновников. «Чиновники — это категория преходящая, а два наших народа и два наших государства — это категория вечная», — сказала Филимонова, добавив, что на ее взгляд, мы стоим перед очень серьезными вызовами и угрозами, которые обусловлены неверной политикой России на Балканах.
«В чем есть главная проблема? Во внешней политике России на Балканах вопрос энергоносителей должен быть только одной из ее составляющих. Как мы видим, „Южный поток“ провалился, „Турецкий поток“ — пока неизвестно. Планы по ТЭЦ пока в стадию реализации не вошли. По сути дела, у нас нет в Сербии крупных проектов», — подчеркнула эксперт.
По ее словам, проект реконструкции сербских железных дорог «где-то растворился в воздухе». Был выделен кредит — $800 млн, но реализованные проекты по модернизации железных дорог «настолько мелкие, что не свидетельствуют ни о каком стратегическом партнерстве», напомнила Филимонова. «Было поставлено некоторое количество вагонов, но это совершенно не тот уровень, на который Сербии можно рассчитывать в сотрудничестве с Россией, которая, в конце концов, ядерная страна с относительно развитым производством», — продолжила она.
По данным эксперта, за время правления Вучича Россия упала на четвертое место в сербской внешней торговле, а на первые места вышли ЕС и страны региона. Товарооборот Сербии с Болгарией уверенно превышает миллиард долларов, сказала она.
Анна Филимонова также напомнила, что Российско-сербскому гуманитарному центру в Нише до сих пор не предоставлен статус дипломатического иммунитета. «Опять же, устами посла Чепурина многократно шли достаточно жесткие напоминания о том, что Россия ждет предоставления этого статуса. Но этого не происходит до сих пор», — напомнила эксперт.
По словам Филимоновой, складывается впечатление, что «Россия в российско-сербских отношениях медитирует, закрыв глаза на пороховой бочке, фитиль к которой уже подожжен». «И в этих условиях какими позициями Россия там обладает? Практически никакими», — подчеркнула эксперт.
По ее мнению, необходимо учитывать разорительную социально-экономическую политику сербских властей и ужасный отток населения из Сербии. При этом из страны в основном уезжает в основном квалифицированная молодежь, напомнила она. «По словам самого Вучича, каждый день сто человек уезжает из страны, и, скорее всего, они никогда не вернутся. Отток населения где-то 60−70 тысяч в год. Если сюда прибавить и катастрофические демографические показатели за 2017 и 2018 годы и картину обнищания населения, потом то, что государство не вкладывает ни в культуру, ни в образование, ни в духовную жизнь, получается, что выстраивается некая антисистема. По сути дела, перечеркивается культурно-историческое и духовное наследие всего народа», — считает эксперт.
Как полагает она, игнорирование всей этой картины при формировании внешнеполитической линии России по отношении к Сербии ошибочно. «А дальше Россия игнорирует уже более серьезный момент. Речь идет о правовом государстве и о правах личности», — продолжила Анна Филимонова.
По ее мнению, Сербия по сути является оккупированной страной, и эта оккупация выглядит следующим образом: именно Александр Вучич в январе 2013 года приводит Сербию на высший уровень сотрудничества с НАТО — это стадия ИПАП (Индивидуальный план партнерства с НАТО — вид взаимодействия между государствами альянса и третьими странами, предусматривающий союзнические взаимоотношения и стратегическое военное партнерство — EADaily). В июле 2015 года именно Александр Вучич подписывает ключевые технические протоколы к соглашению СОФА (Соглашение о статусе сил — международный договор, который регулирует правовое положение вооруженных сил одного государства или военного блока при нахождении на территории другого государства — EADaily), напомнила она.
«В сентябре 2017 года Сербия становится членом боевой группы HELBROK (боевая группа ЕС, в составе которой также находятся Румыния, Болгария, Кипр, Греция и Украина). Осенью 2017 года впервые проводятся учения НАТО под Белградом, как раз по совместному реагированию на чрезвычайные ситуации. Это прямой вызов России, потому что речь шла о борьбе с природными катаклизмами. А центр в Нише ради этого и существует. В целом Сербия Александра Вучича за последние пять лет провела 45 учений с НАТО, в том числе, например, на берегу Черного моря, где вместе с другими странами альянса сербские военные учились поражать воздушные цели. Я стесняюсь спросить, цели какой страны они учились поражать в воздушном пространстве над Черным морем? За эти пять лет было проведено всего шесть учений с Россией. Вывод совершенно четкий — после решения косовского вопроса Вучич, безусловно, поведет страну в НАТО», — допустила Филимонова, отметив, что для этого все уже готово.
«И как всегда, что намеревается делать российская дипломатия? Когда поезд ушел и рельсы остыли, спохватиться и спросить: а как же до этого дошло? Вот так и дошло», — сказала эксперт.
По мнению Анны Филимоновой, следующим проблемным моментом является то, что в Сербии серьезным образом нарушается конституционно-правовой порядок. «Например, Александр Вучич в апреле 2013 года заключил Брюссельское соглашение, по которому отдал север края под управление Приштины, т.е. сам ликвидировал сербский суд, а полицию передал в руки террористического формирования. Брюссельское соглашение прямо противоречит Резолюции 1244. Поэтому совершенно непонятно, как именно РФ может поддерживать какое бы то ни было решение Белграда в косовском вопросе, хотя решать косовский вопрос на самом деле нет никакой необходимости. Он уже решен этой Резолюцией 1244. И если не говорить сербской власти, что Брюссельское соглашение подрывает ее, то все может закончиться весьма плачевно», — подчеркнула она.
Эксперт напомнила, что недавно была создана армия «Республики Косово». По мнению Филимоновой, это «очень опасное явление, потому что при сложении потенциалов Республики Албании и «Республики Косово» (а между ними заключен военный договор в 2013 году) им не сможет противостоять ни одна армия региона. «При этом реакция сербского государства была минимальной. У президента Сербии целый спектр совершенно конкретных вещей, которые он может и должен сделать для защиты территориальной целостности своей страны и прав и свобод своих граждан. Но ничего из имеющегося арсенала не было озвучено (на заседании СБ ООН по вопросу формирования армии Косово), кроме невнятных жалоб. Таким образом получается, что сербам Косово надеяться не на что. Им не оставлено ничего, кроме заявлений, что их Сербия защитит. Но как показывает практика — не защитит», — отметила Филимонова.
По ее словам, на сегодняшний день ясно, что правила на Балканах, в том числе в ключевой стране региона — Сербии, диктует посол США. «Запад контролирует сербские СМИ, при этом ни в коем случае не забывая говорить об их свободе. Запад работает со средствами массовой информации по двум колеям. С одной стороны, когда режим делает что-то в интересах США и ЕС, его за это хвалят. С другой стороны, постоянно показывают силу, которая выражается как в организации протестов, так и в развязывании любой информационной кампании, чтобы дать понять режиму, что отступать ему некуда. Парадоксально, но самая качественная критика социально-экономической ситуации исходит именно от канала Н1 и от издания „Данас“, которые принадлежат компании, находящейся в собственности Дэвида Петреуса, бывшего директора ЦРУ. Россия же напрочь отказывается от второй колеи, не желая применять апробированные Западом весьма эффективные методы», — отметила эксперт.
Также, по мнению Филимоновой, Запад контролирует и экономическую систему, поэтому реализация по-настоящему серьезных российско-сербских проектов выглядит очень проблематично. Запад генерирует в Сербии русофобские настроения, бросает на это огромные деньги, продолжила она. «Ещё вчера это казалось научной фантастикой — чтобы сербское общество стало русофобским. Но нельзя не учитывать мощь современных технологий, а также исторический опыт. Ведь сербская элита после 1945 года далека от ориентации на Россию», — пояснила она.
«А что же тогда Россия контролирует, что же у нее в руках? У нее гипотетическая часть будущего газопровода и часть Александра Вучича, которого усиленно привечают в Москве, которому дают ордена. Но это все указывает только на одну колею — это усиление личных связей. Но дело в том, что в сербских реалиях эти личности невозможно привязать к России, потому что специфика их прихода к власти и связей с западными элитами говорит о том, что они находятся именно под контролем Запада. Здесь есть опасность достичь контрэффекта, который заключается в том, что в восприятии сербского народа именно РФ поддерживает режим национального предательства — я сейчас оперирую исключительно юридическими формулами, потому что по сербской конституции статьи 305 и 307 недвусмысленно говорят о том, что государственная центральная власть обязана оказывать противодействие сепаратистским устремлениям. И что тогда ждет Россию на Балканах? Когда Вучич пойдет ко дну, Россия пойдет вместе с ним. Она разделит его судьбу, как разделила в свое время судьбу Януковича», — полагает Анна Филимонова.
Что касается второго вопроса, который, скорее всего, будет рассматриваться во время встречи российского и сербского президентов — проблемы принадлежности Косово, то тут Вучич скорее всего будет давить и уговаривать российского президента не препятствовать вступлению «Республики Косово» в ООН, считает эксперт. «Я очень надеюсь, что российский президент на это не пойдет, потому что в противном случае здесь будет реализован, без преувеличения, ритуальный суицид», — заявила Филимонова, объяснив, что этим самим ялтинско-потсдамская система будет уничтожена руками победителя — России. «Что такое российское вето в СБ? Это последний бастион обороны ялтинско-потсдамской системы. Это значит, что никакой сепаратистское террористическое формирование не может стать новым государством, не может разрушить сложившуюся систему международных отношений. И как только это вето будет отменено, то автоматически ликвидируется и всякое влияние России на балканскую политику, потому что именно своим вето Россия здесь влияла. Если это новое формирование вступит в ООН, это будет означать автоматическую ликвидацию ялтинско-потсдамской системы международных отношений», — пояснила Филимонова.
«Замыкаясь только на личности, Россия отсекает от себя весь огромный потенциал, отсекает интеллектуальную элиту, другие оппозиционные движения, отсекает народ, по сути дела, злоупотребляет доверием. Логика диктует, что краткосрочная ориентация на личность уничтожает долгосрочное партнерство. Потому что долгосрочное партнерство можно выстроить только огромным доверием», — отметила она.
«Если Россия не перейдет к принципиальной и многоуровневой работе по отношении к Сербии, то, скорее всего, нас ожидает политический и моральный крах нашей балканской политики», — полагает Филимонова.
«В связи с острой необходимостью демонстрации принципиальности Российской Федерации на международной арене применительно к косовскому вопросу, российскому МИДу не стоит педалировать тему поддержки любого решения Белграда в этой сфере, потому что речь идет о слишком серьезных вещах. РФ нужно остановиться на формуле необходимости безусловного следования Резолюции 1244 и конституции Республики Сербия. На этом нужно поставить точку. Повторять нужно только это, и не создавать возможностей для неких махинаций и спекуляций вокруг косовского вопроса», — подытожила Анна Филимонова.
EADaily. 14.01.2019