Украина вошла в долговой штопор
Татьяна Ивженко
До конца года Украина рассчитывает получить 2,6 млрд долл. кредитных средств от Международного валютного фонда (МВФ). Выплаты по старым внешним долгам составят 5,4 млрд долл. (в 2020 году – еще 6,4 млрд долл.). Правительство прогнозирует, что ситуация выровняется в 2021 году. Рядовые граждане не хотят ждать.
Соцопрос, проведенный в конце прошлого года фондом «Демократические инициативы» им. И. Кучерива, показал, что 72% граждан Украины убеждены в сильном внешнем влиянии на страну. Из них 26% считают такое влияние определяющим политику. Одним из внешних игроков, отношение к влиянию которого является преимущественно негативным, был назван МВФ. «Такую оценку дали 53%, в то время как позитивно оценили влияние МВФ только 24%», – сказано в отчете фонда.
Украинцы напрямую связывают влияние МВФ с ростом тарифов. В центре проблемы – подорожание газа для населения. С ноября цена увеличилась с 6,96 грн до 8,55 грн за кубометр (17–21 руб., 1 тыс. куб. м подорожала с 250 до 305 долл.). С 1 мая ожидается новое повышение цены. По словам министра социальной политики Андрея Ревы, оно составит примерно 20% от нынешнего уровня. Подорожание газа влечет за собой повышение цен на услуги ЖКХ, включая отопление, горячую воду; а также на товары, производители и поставщики которых тоже платят по новым тарифам.
После предыдущей волны подорожания в Украине накопились долги за коммунальные услуги. К началу нынешнего отопительного сезона, по официальным данным, общий долг населения составил 38 млрд грн (1,35 млрд долл. по нынешнему курсу). Почти половина этой суммы – долги за газ. Депутат Верховной рады от «Оппозиционной платформы – За жизнь» Наталия Королевская сказала телеканалу «112 Украина», что с начала отопительного сезона накопились новые долги: «После ноябрьского повышения тарифа на газ у нас в стране уже не работает ни программа субсидий, ни система энергосбережения. Только за ноябрь долги выросли на 8,5 млрд грн (около 300 млн долл. – «НГ»), а рассчитаться по счетам смогли лишь около 46% населения. Чтобы выйти из этой ситуации, необходимо привести тарифы к экономически обоснованным».
Оппозиция обещает снизить тарифы до уровня, который «люди в состоянии оплатить». Соцопрос, проведенный в начале года Киевским международным институтом социологии (КМИС), показал, что 92,2% респондентов выступают против повышения тарифов. Надежды в этом вопросе возлагают в основном на оппозиционных политиков: 15% считают, что наиболее эффективно решить проблему мог бы лидер Радикальной партии Олег Ляшко; 14,2% – что лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко; 5,7% – лидер «Оппозиционной платформы – За жизнь» Юрий Бойко. В то, что команда Петра Порошенко снизит тарифы, верят только 1,7%. При этом почти 32% сказали социологам, что на самом деле «никто из политиков не борется с повышением тарифов», почти 13% не смогли или отказались ответить на вопрос.
Эксперты отмечают, что даже если в Украине по итогам выборов сменится власть, снизить тарифы будет сложно, ведь повышение цен до рыночного уровня вписано в меморандум с МВФ в качестве обязательства. Новая программа сотрудничества (на общую сумму до 4 млрд долл.) была утверждена в декабре 2018 года. Киеву сразу же перечислили 1,4 млрд долл. «В этом году мы ожидаем два транша по 1,3 млрд долл.: один – в мае, еще один – в сентябре. Соответственно эти средства будут направляться в золотовалютные резервы», – сказал глава Нацбанка Украины Яков Смолий.
Директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин считает, что новая программа существенно снизит риск дефолта. В комментарии изданию FromUA он отметил, что несколько траншей, которые Украина получила в декабре и получит в текущем году, позволят Киеву рассчитаться по старым долгам и удержать стабильный курс национальной валюты.
Ранее глава украинского правительства Владимир Гройсман заявил, что в этом году на выплату внешних долгов уйдет почти треть бюджета страны. «В ближайшие три года мы не только будем выполнять все наши обязательства, но и уменьшать постепенно соотношение долга к нашему ВВП», – уточнила и.о. министра финансов Оксана Маркарова.
Экономист Александр Гончаров изложил на своей странице в соцсети три варианта развития событий на ближайшее время: «До осени 2019 года нам можно продержаться на остатках кредита МВФ и на новых заимствованиях на рынке ОВГЗ, а там уже – все, тупик. Такая модель экономики, основанная только на получении кредитов и распродаже госпредприятий, бесперспективна. И сценариев дальнейшего развития событий не так много. Первый – девальвация гривны, что будет означать… высокую инфляцию, волну банкротств, уничтожение сбережений, массовые увольнения. Второй – иностранные инвестиции, которые непонятно как могут прийти в очевидных преддефолтных условиях. Третий – новые транши кредита МВФ, и тогда это будет уже финансовая пирамида в чистом виде».
Премьер-министр Владимир Гройсман не разделяет пессимистические оценки ситуации. В конце декабря он, по сообщению пресс-службы правительства, заявил, что через два года ситуация с долгами будет упорядочена: «Моя стратегическая цель заключается в том, чтобы Украина вообще избавилась от внешних кредитов. Мы утвердили стратегию управления государственным долгом, в 2021 году мы видим это реальным: долг должен быть менее 50% ВВП. Это значит, что мы перейдем в другую категорию стран – с серьезной стабильностью. Моя задача сейчас – чтобы максимально эффективно работала наша экономика».
Представители оппозиции убеждены, что сотрудничество с МВФ сдерживает развитие экономики.
Независимая газета. 20.01.2019