Сербия балансирует между Россией и Западом
Фемида Селимова
В Сербию 17 января с официальным визитом прибывает президент РФ Владимир Путин. Его визит, проходящий при повышенных мерах безопасности, станет очередным вкладом в укрепление диалога Москвы и Белграда. Накануне Путин и президент Сербии Александар Вучич дали интервью российским и сербским СМИ, в которых заверили друг друга и дальше следовать нынешнему курсу в двусторонних отношениях.
«В отличие от западных партнеров мы не пытаемся ставить Белград перед искусственным выбором – либо вы с Россией, либо с Евросоюзом. Евроинтеграционные устремления Сербии, как и участие РФ в Евразийском экономическом союзе, не служат препятствием для укрепления нашего разностороннего сотрудничества», – подчеркнул Путин в интервью сербскому изданию «Вечерние новости» перед визитом.
Путин рассказал, что Москва и Белград продолжат активное взаимодействие в сфере экономики и инвестиций. Этому будет способствовать и готовящееся соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Сербией. «Рассчитываем, что подписание этого документа состоится до конца текущего года и откроет качественно новые возможности для повышения эффективности и практической отдачи от совместной работы в экономической области», – заявил президент.
По его словам, две страны также намерены развивать военно-техническое сотрудничество. «На протяжении многих лет мы помогаем Сербии укреплять ее обороноспособность: поставляем вооружения и военную технику, оказываем содействие в их ремонте и модернизации», – заявил глава Российского государства. При этом он высоко оценил приверженность руководства Сербии курсу на сохранение нейтралитета.
В свою очередь, в интервью российскому ТАССу Вучич сообщил, что Белград продолжит курс на евроинтеграцию, однако при этом сохранит свою дружбу с Москвой. «В отличие от других мы не хотим основывать свой европейский путь на антироссийской политике. Порой кажется, что проще всего получить билет на вступление в западные организации и институты, когда вы что-то говорите против России. Мы в этом участвовать не будем», – подчеркнул сербский лидер. Он вновь повторил, что его страна не желает членства в НАТО. «Нам это не нужно, у нас нет таких устремлений. И мы это не скрываем. Сербия хочет быть независимой. Мы хотим, чтобы у нас была своя армия, хотим укреплять ее, хоть она и небольшая», – заявил Вучич.
Тема поездки Путина в Белград была затронута в ходе пресс-конференции министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Отвечая на вопрос о главных интересах РФ в Сербии, он назвал неправильным подход, принятый в Европе, согласно которому Сербии в конечном счете придется выбирать между Россией и ЕС. «Я уже не раз приводил пример, когда ЕС вставал на тропу односторонних требований в разрезе логики игр с нулевым результатом. 2003 год, первый майдан в Украине. Министр иностранных дел Бельгии Карел де Гюхт, который впоследствии стал комиссаром ЕС, тогда открыто требовал от украинцев решить, с кем им быть: с Россией или с Европой», – напомнил Лавров. Такие подходы, по его мнению, являются провокационными и отражающими великодержавные настроения. Кроме того, они не соответствуют решениям, которые Россия принимала в ОБСЕ, а также в рамках выстраивания своих отношений с Евросоюзом.
«Сейчас в Сербии ведутся предварительные переговоры по ее вступлению в ЕС, и ей, не стесняясь, говорят следующее: во-первых, для вступления в ЕС она должна признать независимость Косово, во-вторых, присоединиться к политике Евросоюза в отношении России, включая присоединение к санкциям», – отметил глава российского дипведомства. По его словам, единство, которым ЕС традиционно гордится, в последнее время достигается на основе позиции наименьшего знаменателя, при которой меньшинство требует от других стран Евросоюза занимать явно предвзятую и дискриминационную позицию в отношении России. «Необходимо отказаться от логики: либо с Россией, либо с ЕС. Давайте возвращаться к тем временам, когда великие европейцы, включая де Голля и других деятелей в последующие эпохи, выдвигали свою мечту, свое видение единого пространства от Атлантики сначала до Урала, а потом до Тихого океана. Это все подтверждено документально и в ОБСЕ, и по линии Россия–Евросоюз, да и Россия–НАТО, надо сказать, равная и неделимая безопасность, однако на практике почему-то не проявляется», – указал Лавров.
Cтарший научный сотрудник Института славяноведения РАН Петр Искендеров считает нереалистичным повторение украинского сценария, объясняя это принципиальным различием между Украиной и Сербией. «Если говорить о политической обстановке в Украине в конце 2013-го – начале 2014 года, то украинское общество уже тогда было расколото. Там были сильны позиции у сторонников максимального отхода от ориентации на Россию, как и у националистов, которые выступали против России, открыто придерживаясь русофобского курса, – заявил «НГ» эксперт. – В Сербии таких сил нет, хотя там и имеются небольшие политструктуры, считающие, что Белград должен дистанцироваться от Москвы и взять курс на скорейшую интеграцию в ЕС и НАТО. Однако они не пользуются какой-либо серьезной поддержкой у сербского народа и на всех выборах постоянно балансируют на уровне 5%. В Сербии нет движущей силы, которая могла бы привести к разрыву имеющихся договоренностей с Россией».
Искендеров обратил внимание на то, что для Запада, включая ЕС, НАТО и США, Украина традиционно имела большее значение, чем Сербия, поэтому в американских политических кругах еще с 1970-х годов прошлого века активно ставилась задача оторвать Украину от России. Сербию же Запад рассматривал в качестве исторического союзника Москвы. По словам эксперта, в Брюсселе и в Вашингтоне хорошо понимают, что Белград не станет проводить антироссийскую политику.
Для России важно не вступление Сербии в ЕС, а ее невступление в НАТО, поскольку она занимает ключевое географическое положение на Балканах. «Все ведущие политики и политические силы в Сербии выступают против вступления страны в военный альянс, в том числе по причине событий 1999 года, когда Сербия подверглась бомбардировкам со стороны НАТО. Оснований говорить о том, что Сербия пересмотрит существующие договоренности и откровенно возьмет курс на вступление в НАТО и будет проводить антироссийскую политику, нет», – выразил уверенность эксперт, добавив, что статус Сербии о нейтралитете официально закреплен в ее Конституции.
Учитывая сложную проблему Косово, уверен Искендеров, Сербия просто обречена на сотрудничество с Россией, в том числе и в политической сфере. Вучич и другие сербские политики хорошо понимают, что Москва является гарантом сохранения территориальной целостности страны. Это касается не только Косово, в других областях страны с албанским населением складывается напряженная ситуация. Сложные процессы происходят и в Воеводине, где проживают этнические венгры. «Проблемы у Сербии имеются и в ее взаимоотношениях с соседями: Черногорией, Македонией, Хорватией. В этой связи Белград объективно нуждается в поддержке со стороны Москвы», – заключил эксперт.
Независимая газета. 16.01.2019