Россия и Казахстан: потенциал для роста торговли далеко не исчерпан
Федор Колосков
Создание Евразийского экономического союза предполагало множество мер, которые упростили бы взаимную торговлю стран, входящих в него. Это и унификация таможенного законодательства, и национальный режим торговли для членов Союза в странах-партнерах, и снятие нетарифных ограничений. ЕАЭС успешно действует не первый год, и есть смысл посмотреть, как за последний год отразилось сближение России и Казахстана в рамках этого объединения на торговые отношения двух стран.
Слово чрезвычайным и полномочным
Сотрудничество действительно развивается. Как пишет на «Интернет-портале СНГ» чрезвычайный и полномочный посол Республики Казахстан в РФ Имангали Тасмагамбетов, «Россия традиционно сохраняет лидирующую позицию среди торговых партнеров РК – ее доля во внешнеторговом обороте Казахстана составляет 18,8%. По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, в 2017 г. зафиксирован существенный рост показателей взаимной торговли между двумя странами: товарооборот составил 16 млрд долл., увеличившись на 25,6% по сравнению с 2016 годом. Товарооборот за январь-август 2018 г. достиг 11,3 млрд долл. и вырос на 8,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года». По его словам, в Казахстане действует более 9 тысяч предприятий с участием российского капитала, что составляет более трети (37,5%) от общего числа предприятий с иностранным капиталом в РК.
Эту информацию подтверждает и его российский коллега, представляющий Российскую Федерацию в Казахстане, Алексей Бородавкин. «Наши страны демонстрируют впечатляющий объем двусторонней торговли – в 2018 году он достигнет порядка $19 млрд при росте примерно 9%, – накануне новогодних праздников рассказал А.Бородавкин. – Сумма накопленных российских инвестиций в экономику Казахстана составляет $12,6 млрд. Лишь за первое полугодие 2018 года Россия вложила в Казахстан еще $821 млн, преимущественно в обрабатывающие отрасли».
По словам российского посла, именно создание ЕАЭС стало причиной столь впечатляющих успехов. «Безусловно, проект ЕАЭС – локомотив экономического роста для всех стран-членов. Он позволил минимизировать падение национальных экономик в кризисный период 2015–2016 годов, а также ускорил их восстановление в 2017–2018 годах. По итогам 2017 года во всех странах объединения зафиксирован прирост ВВП (в среднем на 1,8%), а также наблюдалось увеличение объемов торговли как внутри союза (на 26,1%), так и с внешними торговыми партнерами (на 24,4%). Позитивная динамика сохраняется и в нынешнем году… Показательно, что с момента запуска интеграционного объединения ВВП Казахстана ни разу не показал отрицательную динамику (рост на 1,2% в 2015 году, на 1,1% в 2016 году, на 4% в 2017 году)», – отмечает он.
Партнер №1
Если переходить к конкретным экономическим вопросам, то доля России в казахском экспорте довольно небольшая – всего 7−10%. Как указывают эксперты, связано это с тем, что основная часть поставляемых товаров (уголь, железная руда, газ) довольно дешевы и цены на них падают. К тому же перечень экспортных товаров у Казахстана для России ограничен из-за того, что сырьевые экономики обеих стран схожи по своей структуре.
В то же время для Казахстана Россия является основным источником импорта, доля РФ в котором достигает 30−40%. При этом для самой России доля экспорта в Казахстан составляет всего 3% от общего объема продаваемой за рубеж продукции. Но если убрать из российского экспорта сырье, то для ряда несырьевых отраслей (например, автомобилестроение или молочная промышленность) Казахстан является основным экспортным рынком. В целом РК потребляет примерно 15−20% российского несырьевого экспорта.
Несмотря на мощное проникновение китайской продукции на мировые рынки, Россия остается главным торговым партнером Казахстана и опережает Китай с отрывом в 20−40%. К примеру, по данным ИА «Регнум», товарооборот с Россией в 2014 году был $21 млрд, а с Китаем – $17 млрд, в 2015 году – $14,5 млрд и $10,5 млрд соответственно, в 2017 году – $11,4 млрд и $4,7 млрд.
Снижение год от года приведенных цифр вызвано вовсе не снижением взаимного интереса к рынкам рассматриваемых стран. В них отражаются сложные процессы, связанные с падением курсов национальных валют РФ и РК из-за введенных против России санкций: мы живем в глобальном мире и казахстанские партнеры ощущают на себе трудности, которые испытывает Россия. Кроме того, и Москва, и Астана проводят активную политику дедолларизации своих экономик. Тем более, по данным обоих послов – казахстанского и российского, 2018 год показал существенный рост товарооборота между Россией и Казахстаном.
Сотрудничеству способствуют и совместные предприятия. Причем на 1 ноября 2018 года в Казахстане было зарегистрировано 9952 СП, в числе которых действующими значится 6138, что составляет 35,4% от общего числа действующих юридических лиц с иностранным участием (первое место среди всех стран-партнеров). Из них 47 крупных – 17,0% от общего числа крупных юрлиц с иностранным участием (второе место после Нидерландов, создавших в РК 86 крупных СП).
Самыми «громкими» совместными проектами являются инфраструктурные – действующий Каспийский трубопроводный консорциум от месторождения Тенгиз в Казахстане до порта Новороссийск в России (24% в нем принадлежит РФ, 19% – Казахстану, 15% – корпорации «Шеврон»), а также планируемые к разработке месторождения нефти и газа на Каспии – Имашевское (на Прикаспийской равнине), Центральное и Хвалынское (акватория моря). 86 средних российско-казахстанских СП составляют 26,8% от общего числа средних юрлиц с иностранным участием (на втором месте Нидерланды с 64 компаниями). 6005 малых – 35,9% от общего числа малых юрлиц с иностранным участием, (второе место у Турция с 1600 компаниями). То есть для казахстанского бизнеса Россия является корпоративным партнером №1.
Схема Каспийского трубопроводного консорциума
Сосед соседу помогает
Такое положение дел обусловлено географической близостью Казахстана к мощному индустриальному Уральскому региону и Западной Сибири. Казахстан имеет с Россией самую протяженную в мире непрерывную сухопутную границу в 7,5 тыс. км, вдоль которой расположено 7 казахстанских и 12 российских регионов, и сотрудничество между этими регионами, без малейшего сомнения, оказывает мощное влияние на экономические связи двух стран. Причем сотрудничество на всех уровнях, от частных инициатив граждан РФ и РК до межгосударственных проектов и контрактов.
Особое значение для экономики Урала, со времен Петра I называемого опорным краем державы, является торговля вооружениями, и поставки военной продукции Казахстану занимают заметное место в экспортном портфеле уральских оружейников. Но поскольку это отдельная, очень ёмкая тема, подробно на ней останавливаться не будем. Продукцию уральских промышленных гигантов и предприятий «калибром» поменьше охотно покупают в РК: трубы, грузовики, тракторы, оборудование для пищевой промышленности, другое промышленное и сельскохозяйственное оборудование. Вплоть, повторимся, до частных инициатив граждан и предпринимателей по доставке с Урала мебели, срубов и комплектов дачных домиков и бань. Машины, груженные этими товарами, совершенно не редкость на международном пограничном переходе в районе города Троицка Челябинской области, через который идет основной поток грузового автотранспорта с Урала в Казахстан и обратно.
Уже в первом квартале 2018 года товарооборот между Казахстаном и Челябинской областью вырос на 20%. За 6 месяцев прошлого года экспорт муки из Костанайской области в Челябинскую вырос на 22%, молочной продукции – на 7%, а растительного масла – в 8 раз. Сейчас на территории Челябинской области работает 130 компаний, открытых совместно с казахстанцами, а правительство двух упомянутых областей разработали дорожную карту развития новых экономических направлений для активизации экономического сотрудничества между регионами.
На проходившей в конце декабря 2018 года в Оренбурге международной экспертной площадке «ЕАЭС сегодня и взгляд в будущее» заместитель министра культуры и внешних связей – начальник управления международного сотрудничества Оренбургской области Александр Калинин привел данные о том, что за 9 месяцев 2018 года внешнеторговый оборот региона с Казахстаном вырос на 21,5%, что опережает общий рост внешнеторгового оборота области (14,3%). При этом, как считают уральские эксперты, еще более существенный рывок в двусторонней торговле произойдет после того, как в регионе начнутся работы по созданию инфраструктуры транспортного коридора Китай – Западная Европа в рамках Нового шелкового пути.
Еще в 2015 году российский президент назвал Свердловскую область одним из лидеров экономического сотрудничества с Казахстаном. В конце 2018 года «Уралмаш» заключил с казахстанскими угольщиками контракт на экспортную поставку мощных электромеханических карьерных экскаваторов. А екатеринбургские машиностроители – контракт на создание в Костанае предприятия по производству лифтового оборудования. Не отстают от соседей и челябинцы, у которых товарооборот с соседней страной в первой половине прошлого года вырос на 5% и достиг $1,4 млрд.
***
Несмотря на сложные времена, которые сегодня переживают и Россия, и Казахстан, созданием Евразийского экономического союза был заложен и уже реализуется гигантский потенциал экономического сотрудничества соседних государств. Результаты 2018 года показывают, что снятие барьеров благотворно сказывается не только на взаимной торговле обеих стран в целом, но и на сотрудничестве отдельных регионов. И потенциал дальнейшего взаимного развития далеко не исчерпан.
Ритм Евразии. 25.01.2019