РФ и Япония повысили тон в переговорах по Курилам
Владимир Скосырев
В Москву на переговоры с президентом Владимиром Путиным прибыл премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Факт, что это 25-я по счету встреча двух лидеров, говорит об их желании улучшить российско-японские отношения. Однако разногласия очевидны. Москва заявила о необходимости признать итоги Второй мировой войны, а Токио – о том, что подписанию мирного договора должно предшествовать возвращение островов. Но скольких из них?
Токио будет удовлетворен, если к нему перейдут Шикотан и Хабомаи. Накануне агентство Kyodo взорвало сенсационную бомбу. Ссылаясь на источники в правительстве, оно передало, что Абэ готов подписать мирный договор в обмен только на два упомянутых острова.
А газета Mainichi сообщила, что он планирует посетить Россию еще раз в ближайшие месяцы для того, чтобы добиться заключения сделки.
Соответствует ли информация японской прессы действительности?
Между Россией и Японией сейчас не существует каких-либо конкретных вариантов мирного договора, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. По его словам, никто ничего официально не предлагал, страны намерены не отступать от национальных интересов.
А ранее помощник президента России Юрий Ушаков сказал, что своими заявлениями Абэ только осложнил переговорный процесс.
Стоит отметить, что атмосфера на переговорах с прошлого года поменялась не в сторону «ясно». После встречи Путина и Абэ в Сингапуре в ноябре складывалось впечатление, что Москва и Токио нашли путь к разрешению противоречий. Японский премьер тогда сказал: «Мы с Путиным подтвердили, что не передадим следующему поколению вопрос, который оставался нерешенным более 70 лет спустя после войны. Президент Путин и я равным образом настроены положить конец этому спору».
Но, как сказал в беседе с «НГ» руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов, «по всей видимости, встреча в Москве будет проходить не так, как первоначально замышлялось». «Когда Путин и Абэ встречались на Владивостокском экономическом форуме и позднее в Сингапуре, обстановка была немножко другой, – заявил эксперт. – Впрочем, проблема мирного договора присутствует чисто номинально. Весь сыр-бор – вокруг территориальной проблемы. Японцы четко дали понять, что без ее решения не мыслят подписания мирного договора. У меня такое впечатление, что произошло некоторое охлаждение отношений. Причем по вине японской стороны – намеренно или ненамеренно. Были утечки в СМИ, которые вызвали сильное недовольство российской стороны. В качестве примера могу привести заявление Синдзо Абэ после посещения могилы отца о том, что он сделает все возможное для того, чтобы приблизить решение территориальной проблемы. Этот год должен стать переломным в отношениях с Россией».
Затем самая крупная японская газета Yomiuri Shimbun cообщила, что японская сторона готова параллельно с заключением мирного договора подписать соглашение о взаимном отказе сторон от финансовых претензий в случае передачи островов Японии, напомнил аналитик.
С точки зрения японцев, поскольку СССР, а потом Россия «незаконно оккупируют северные территории», в принципе Япония может выставить России требования о компенсации того ущерба, который понесли бывшие японские жители островов. Такое предложение вызывает в России возмущение. Как проигравшая войну сторона, подписавшая акт о безоговорочной капитуляции, выдвигает вдруг финансовые требования к стране-победителю?
Тем более, подчеркнул Кистанов, что в декларации 1956 года говорится: стороны взаимно отказываются от претензий на уровне государства, организаций, частных лиц, которые возникли с момента войны СССР с Японией.
Была еще одна утечка. Абэ заявил, что в случае передачи островов Япония намерена учитывать мнение россиян – их жителей.
«Но вкупе эти заявления создали впечатление, что якобы уже есть договоренность о передаче островов, что проблема решена фактически, – заявил эксперт. – Видимо, этим можно объяснить жесткую реакцию российской стороны. Японскому послу в Москве был заявлен протест. А глава МИД РФ Сергей Лавров на пресс-конференции потребовал, чтобы Япония признала итоги Второй мировой войны. На мой взгляд, Япония никогда на это не пойдет. Это бы означало признание российского суверенитета над островами. Тем не менее японцы рассчитывали, вероятно, что Абэ с Путиным в Москве договорятся. А затем Путин приезжает с официальным визитом в Японию. Этот визит будет приурочен к саммиту «большой двадцатки» в Осаке. И там уже подписывается более зримый документ, рисующий рамки решения двух проблем. На самом деле эта японская задумка вряд ли будет реализована».
Financial Times придерживается аналогичного мнения. Ссылаясь на сотрудников МИД РФ, газета пишет, что Абэ сделал слишком большую ставку на свои личные отношения с Путиным. Его надежды на соглашение чересчур оптимистичны.
Однако агентство Bloomberg утверждает, что «жесткая риторика русских» – это тактический прием накануне переговоров.
В любой демократической стране граждане имеют право выражать свое мнение и даже организовать протесты против внешнеполитических шагов правительства. С этой точки зрения демонстрации в Москве и на российском Дальнем Востоке против возможного сговора Москвы с Токио можно было бы расценить как свидетельство пробуждения общественного мнения. Пусть даже на эти митинги пришло немного людей.
Британская Telegraph, напечатавшая репортаж о митинге в Москве, указывает, что на него пришли и коммунистические, и монархистские группы. Вопрос в том, каков эффект этих митингов. Затрудняют они переговоры или, наоборот, играют на руку российским властям, подкрепляя их позицию в торге с богатым соседом.
Независимая газета. 21.01.2019