Мечты сбываются: ЕАЭС двинулся к созданию единого рынка газа
Николай Хренков
С 2025 года в странах Евразийского экономического союза (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) должен появиться общий рынок газа. На встрече глав государств ЕАЭС в начале декабря этого года в Санкт-Петербурге были подписаны два важных документа: Решение №18 о формировании общего рынка нефти и нефтепродуктов и Решение № 23 о формировании общего рынка газа. Если для России сейчас наиболее злободневной является тема цен на моторное топливо, то некоторых наших партнеров по ЕАЭС больше волнует газовый вопрос.
Международный договор, который должен вступить в силу до 1 января 2025 года, предполагает, что во всех странах ЕАЭС введут единую систему цен на газ для промышленности. Разница будет обусловлена только расстояниями от месторождений.
Газовому вопросу в значительной степени были посвящены прошедшие в последнюю неделю 2018 года переговоры президентов России, Белоруссии и Армении — Владимира Путина, Александра Лукашенко и Никола Пашиняна. Интерес лидеров Белоруссии и Армении к газу вполне объясним: цены на голубое топливо в их государствах значительно превышают внутрироссийские.
В частности, как сообщили «Известиям» в компании «Газпром Армения», тариф на газ для большинства населения республики, кроме льготных категорий, составляет 139 драм за 1 куб. м (примерно 20 рублей), а для большинства предприятий — $2,42, или 17 рублей за 1 куб. м.
В Белоруссии, по официальным данным, для населения (если отсутствуют индивидуальные приборы отопления, но есть счетчики) газ стоит примерно 0,3 белорусских рубля, или 10,5 рубля российского. Это вдвое дешевле, чем в Армении, но почти вдвое дороже, чем в среднем по России. Цены за 1 куб. м для промышленности в Белоруссии примерно в 1,5 раза выше, чем для населения, хотя несколько ниже, чем в Армении. Оба государства являются импортерами российского газа. Только для Белоруссии его экспортная цена составляет $129 за тысячу кубометров, для Армении — $165 (с 2019-го). Непосредственные его продажи конечному потребителю в Армении осуществляет «дочка» «Газпрома», в Белоруссии — государственное предприятие «Белтопгаз», который продает голубое топливо для последующей реализации местным облгазам.
Ценовая разница
В Киргизии стоимость одного кубометра для населения составляет 14,3 сома, для промышленности — 17,5 сома. Учитывая, что по курсу один сом практически эквивалентен одному рублю, аналогичная цена будет и в российских рублях. То есть потребители Киргизии оказываются где-то между Арменией и Белоруссией. Хотя Киргизия импортирует газ из Казахстана и Узбекистана, его распределением и продажами на территории страны занимается тоже «дочка» «Газпрома».
Самый дешевый газ среди стран ЕАЭС все же не в России, а в Казахстане. Правда, в этой стране цена его сильно разнится по регионам в зависимости от удаленности от газодобывающих промыслов. На сегодняшний день стоимость голубого топлива для населения и для промышленности составляет от 9,8 тенге в Актюбинске (1,8 рубля) до 30,8 тенге (5,6 рубля) за кубометр в Алма-Ате, что сопоставимо уже с ценой в некоторых российских регионах. Все операции с газом — от добычи до реализации конечному потребителю — осуществляет национальный холдинг «АО Казмунайгаз».
Наконец, в России, где тарифы на газ в субъектах РФ тоже различаются, хотя и не так сильно, как в Казахстане, средняя цена на газ для населения составляет порядка 4–5 рублей, а для промышленности — примерно на рубль больше.
Таким образом, сейчас цены на газ в странах ЕАЭС различаются достаточно сильно, да и организация газового рынка везде разная.
— Россия — наиболее продвинутая в плане развития рыночных отношений в газовой отрасли страна. У нас есть «Газпром» — по закону гарант газоснабжения на территории РФ и монополист в плане экспорта, но внутри страны действуют вполне рыночные отношения. Крупные независимые производители газа, такие как НОВАТЭК и «Роснефть», занимают значительную нишу на рынке и выступают локальными монополистами в некоторых регионах. У нас действует газовая биржа, где производители газа торгуют уже по рыночным ценам, — отметил гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
Он подчеркнул, что для создания единого рынка газа российским партнерам по ЕАЭС необходимо провести реформы, и привел в пример Евросоюз, во всех странах которого была проведена гармонизация правил работы газовых рынков.
К единому знаменателю
В Минэнерго «Известиям» сообщили, что имеющиеся в странах ЕАЭС «различия в функционировании рынков газа и особенности функционирования газотранспортных систем» не позволили копировать опыт Евросоюза при разработке Программы создания единого рынка. Впрочем, Решение №23 проведение реформ предусматривает.
Как пояснил «Известиям» замруководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин, в документе прописана необходимость «обеспечить на территории Союза функционирование одной или нескольких товарных бирж, на которых могут осуществляться торги газом».
Другой важной мерой является необходимость обеспечить поставку купленного на бирже газа в «требуемых объемах и необходимых направлениях». Для этого программой предлагается «унифицировать нормы и стандарты, регламентирующие функционирование газотранспортных систем» и «обеспечить полноту раскрытия информации о свободных мощностях». Есть и еще один нюанс: в программе прописано обязательство обеспечить торговлю газом по рыночным ценам и принять решение о целесообразности перехода к равнодоходным ценам на газ на территории ЕАЭС. Последнее означает, как объяснил Сергей Правосудов, что, например, «Газпрому» должно быть одинаково выгодно продавать газ как в России, так и в Армении.
Каждой стране своя цена
В связи с этим у потребителей неизбежно возникает вопрос: после создания единого рынка поднимутся цены на газ для граждан в государствах Союза до армянских или опустятся до казахстанских?
— Создание общего рынка газа не предусматривает вмешательства в ценообразование в странах-участницах, вместе с тем необходимо отметить, что в случае существенных различий в функционировании этих рынков они, безусловно, будут оказывать влияние друг на друга, — пояснили «Известиям» в Минэнерго.
В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) уточнили, что тарифы на транспортировку газа будут устанавливаться в соответствии с законодательством каждого из государств.
— Цены для населения, скорее всего, будут устанавливать, как и сейчас, антимонопольные органы в каждой из стран ЕАЭС. Другое дело — промышленность, здесь цену должен определять рынок, исходя из баланса спроса и предложения, — отметил Сергей Правосудов.
По словам эксперта, для этого важно, чтобы правила на этом рынке были одинаковы для всех государств-участниц.
Известия. 03.01.2019