«Кто сегодня заинтересован в войне до последнего украинца?»
Кирилл Кривошеев; Янина Соколовская, Киев
На Украине завершилось формирование блока кандидатов в президенты, претендующих на голоса жителей юго-востока страны. Это представители обеих частей расколовшегося «Оппозиционного блока» Юрий Бойко и Александр Вилкул, а также член политической партии «Наши» Евгений Мураев и юморист Владимир Зеленский. Между тем опрошенные “Ъ” эксперты констатируют: в обществе существует достаточно «крепкий проукраинский консенсус», что в любом случае не позволило бы пророссийскому кандидату подняться выше третьего места.
До окончания регистрации кандидатов в президенты Украины остается меньше двух недель. Последний день для подачи документов — 3 февраля, а сами выборы пройдут 31 марта. Основные участники гонки — действующий президент страны Петр Порошенко и лидер опросов, глава партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко — пока официально не объявили о своем участии, хотя очевидно, что они сделают это в ближайшие дни. Зато о намерении бороться за президентское кресло уже заявили все политики, которых можно назвать «условно пророссийскими» или представляющими интересы русскоязычных регионов на юго-востоке страны.
Последним из них 20 января стал заместитель главы парламентской фракции «Оппозиционный блок» Александр Вилкул. Выступая на форуме «За мир и развитие» в индустриальном центре востока Украины — Запорожье, и что примечательно, на русском языке, он обещал в первые месяцы своего правления остановить войну в Донбассе.
Мы знаем, как за пять лет (президентский срок на Украине.— “Ъ”) в корне изменить ситуацию. Первое и самое важное — быстро добиться мира.— сказал господин Вилкул.
— Кто сегодня заинтересован в войне до последнего украинца? Только действующая власть! Я с уверенностью говорю, что в первые же дни после нашей победы перестанут стрелять. Но для того, чтобы добиться устойчивого мира, потребуется шесть-восемь месяцев. Мы обязаны выйти на прямые переговоры с теми, в чьих руках судьба мира в нашей стране. На прямые переговоры с Америкой и на прямые переговоры с Россией».
Он также предложил состав миротворческой миссии, которую следует ввести в Донбасс,— из постсоветских стран в ней должны быть представлены Белоруссия, Казахстан и Азербайджан, из европейских — Финляндия, Швеция и Австрия.
Отметим, что выступление господина Вилкула на запорожском форме — это лишь старт медийной кампании, в то время как документы в ЦИК он еще не подал. Оценить шансы потенциального кандидата в предвыборной борьбе также непросто — исследования социологических служб, проведенные после новогодних праздников, еще не опубликованы. Что касается декабрьских опросов, то они для Александра Вилкула выглядят неутешительно — его рейтинг не превышает 2%.
Намного успешнее господина Вилкула сейчас выглядит его экс-соратник по «Оппозиционному блоку» Юрий Бойко. Его рейтинг составляет около 10–11%, что ставит его на четвертое, а то и на третье место после Юлии Тимошенко (около 20%) и Владимира Зеленского (около 13%). Рейтинг нынешнего президента Украины Петра Порошенко примерно равен рейтингу господина Бойко.
«Власть понимает, что мы представляем серьезную силу и боится нас, они вместе с нашими конкурентами используют все свои ресурсы, чтобы помешать нам принять участие в выборах. Но мы не боимся этого»,— написал Юрий Бойко в Facebook 17 января, объявляя, что подал документы в ЦИК. Он подчеркнул, что его поддерживает «Оппозиционная платформа — за жизнь!» — новая политическая сила, отколовшаяся в ноябре 2018 года от «Оппозиционного блока» (см. “Ъ” от 22.11.18).
По мнению опрошенных “Ъ” экспертов, к этому привело обострившееся противостояние олигархических кланов — Рината Ахметова с одной стороны и Дмитрия Фирташа с другой. Однако внешне это выглядело так, что сторонники Юрия Бойко обвинили соратников в излишнем сближении с властью. Как и Александр Вилкул, Юрий Бойко ставит своей первоочередной целью достижение мира, однако переговоры на этот счет он видит совсем не так, как его конкурент.
Если господин Вилкул предлагает привлекать к решению мировые силы: Россию, США и в целом Совбез ООН, то господин Бойко считает возможным решить вопрос внутри Украины — в частности, предложив Донбассу программу возрождения его промышленности.
Третьим и пока что единственным официально зарегистрированным кандидатом, претендующим на голоса Юго-Востока Украины можно назвать харьковчанина, депутата Верховной рады Евгения Мураева. Сейчас он выдвигается от партии «Наши», однако до этого успел побывать членом «Партии регионов», «Оппозиционного блока» и партии «За жизнь». Поддержка господина Мураева, согласно декабрьскому исследованию социологической группы «Рейтинг», оценивалась в 4,5%. На своей странице в Facebook Евгений Мураев выступает за «широкую децентрализацию» и «компромиссы с соседями», а также утверждает, что «настоящими патриотами» Украины люди могут быть «вне зависимости о того, на каком говорят языке и в какую ходят церковь». Ранее политик также активно участвовал в конфликте внутри «Оппозиционного блока», однако сейчас стремится дистанцироваться от него. Что, впрочем, не мешает ему отмечать, что часть его идей была использована Александром Вилкулом на форуме в Запорожье.
Четвертым кандидатом, играющим на политическом поле юго-востока, можно назвать комика Владимира Зеленского, который, несмотря на отсутствие политического опыта, занимает по опросам второе место с рейтингом около 13%. Своей партии, основанной 2 декабря 2018 года, он дал имя «Слуга народа» - так же назывался комедийный сериал, в котором актер сыграл киевского учителя Василия Голобородько, неожиданного победившего на президентских выборах.
Теперь эпизоды из этого сериала господин Зеленский использует в качестве своих предвыборных роликов, параллельно участвуя в съемках очередного — уже третьего сезона.
Хотя господин Зеленский не говорит о необходимости сближения с Россией, и даже, наоборот, отверг обвинения в наличии бизнеса в Москве, на востоке Украины его воспринимают положительно.
«Нельзя поставить знак равенства между юго-востоком Украины и пророссийскостью,— сказал “Ъ” эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Александр Гущин.— В обществе, в том числе на юго-востоке, сложился крепкий проукраинский консенсус, и большая часть электората настроена в поддержку своей государственности, хотя и видит ее по-другому». Одним из важных моментов эксперт отметил неприятие ими «жесткого создания Православной церкви Украины» в противовес Украинской православной церкви Московского патриархата, а также в целом навязыванием западноукраинской идеологии. По словам господина Гущина, электорат Владимира Зеленского — это «молодые городские жители в основном юга страны». В случае его провала эти люди, отмечает собеседник “Ъ”, пойдут во втором туре голосовать за Юлию Тимошенко.
Глава киевского Института глобальных стратегий Вадим Карасев заявил “Ъ”, что «все так называемые пророссийские кандидаты по сути пророссийскими не являются». «Ни один из них напрямую не заявляет о том, что намерен сотрудничать с Россией и строить с ней крепкие дружественные отношения. При этом у Вилкула и Мураева рейтинг колеблется в районе статистической погрешности, но хотя бы есть идеология, а Юрий Бойко, имеющий гораздо лучший результат, в принципе не делает идеологических заявление, а говорит "от противного", где противным является нынешняя украинская власть»,— отметил собеседник “Ъ”. Господин Карасев также добавил, что защита кандидатами прав русскоязычных — это «не пророссийские заявления, а работа на собственный русскоязычный электорат». «Ни один из этих кандидатов не действует впрямую на левом электоральном поле, которое сейчас является открытым и востребованным»,— добавил эксперт, дав понять, что их перспективы не слишком высоки.
«Даже если бы проект по выдвижению единого пророссийского кандидата удался, этот кандидат бы уверенно занял третье место, но не выше,— сказал Александр Гущин.— Все-таки учитывая преимущество президентской команды по административному ресурсу и рейтинг Тимошенко, шансов на лучший результат у него не было бы. Другой момент, что президентские выборы используются для демонстрации себя перед парламентскими выборами, также запланированными на этот год. И поэтому результаты 5–7% не выглядят как проигрыш».
Коммерсант. 21.01.2019