Иванишвили пошел на укрепление позиций
Петр Мамрадзе, руководитель грузинского Института стратегии и управления
Во втором туре президентских выборов, 28 ноября прошлого года, Саломе Зурабишвили одержала убедительную победу, обойдя Григола Вашадзе, ставленника Михаила Саакашвили, на 19%. Несмотря на мобилизацию оппозиции, количество избирателей, проголосовавших за Саломе Зурабишвили, почти удвоилось. Означает ли это, что председатель правящей «Грузинской мечты» (ГМ) Бидзина Иванишвили и его команда, с самого начала вложившие весь свой административный и значительный финансовый ресурс в поддержку Зурабишвили, в промежутке между первым и вторым турами, сумели вернуть себе поддержку избирателей в таком масштабе?
Ответ скорее отрицательный. 30 дней, прошедшие после первого тура, не снизили раздражения населения по отношению к правящей партии, то есть «правительства», как называют в Грузии любую правящую команду, контролирующую все ветви власти (напомню, что в Грузии всегда выходит так, что политическая группировка, контролирующая парламент, реально контролирует все, включая и то, на что не имеет прав, например судебную власть, и народ иного и не представляет). Что же побудило избирателей, подавляющее большинство которых, мягко говоря, не испытывало симпатии ни к ГМ, ни к Зурабишвили, голосовать за кандидата от «правительства»?
Ответ прост – люди голосовали не за «правительство», а против Саакашвили и соответственно его личного ставленника Вашадзе. Сразу после первого тура, когда стало ясно, что «правительство» не сумело «оформить» свою очередную победу, в народе стала нарастать спонтанная мобилизация против Саакашвили. Избиратель перестал обращать внимание на грубые и порой курьезные ошибки, которые продолжала совершать ГМ. Известная сталинская формула «оба хуже» в данном случае не сработала. Когда люди осознали, что будущее реально зависит от их выбора, большинство решило, что Саакашвили не просто хуже, но много хуже «правительства» Иванишвили. Кульминацией народной мобилизации против возвращения режима Саакашвили стал грандиозный митинг в Тбилиси, проведенный по инициативе «Альянса патриотов» – независимой от «правительства» партией, все эти годы обличающей преступления Саакашвили и его режима и жестко критикующей ГМ за то, что большая часть этих преступников не наказана до сих пор. На митинге, масштаб которого поверг в уныние всех сторонников Саакашвили, представители ГМ вовсе не присутствовали. Замечательно, что в общенародную мобилизацию против «себя любимого» значительный вклад внес сам Саакашвили, который своими непрекращающимися агрессивными заявлениями из-за рубежа сумел-таки убедить многих в том, что победа на президентских выборах Вашадзе, несмотря на предельно ограниченную Конституцией власть президента, обеспечивала захват полной власти его командой и физическое возвращение самого Саакашаили в Грузию.
Но «исправилась» ли ГМ после выборов? Встала ли она на обещанный путь служения народу? Судя по всему, в Грузии в это никто не верит, и это несмотря на то, что по заданию Иванишвили правительство явно заработало активнее. Иванишвили сдержал свое слово, и на сегодняшний день полным ходом списываются безнадежные долги населения банкам и финансовым учреждениям (планируется скостить долги более 600 тыс. должников, и львиную долю нужной для этого суммы выделяет Cartu Bank, принадлежащий Иванишвили). Правительство заявило о том, что значительно повысит зарплаты педагогам, не допустит повышения цен на природный газ и т.д. Несмотря на все эти усилия, немало признаков того, что скептицизм населения не убавился. Наиболее показательно это проявилось, пожалуй, в скандале, связанном с бессрочным назначением судей в Верховный суд (ВС), который разыгрался вскоре после президентских выборов.
Крайняя сенситивность грузинского общества к этой теме обусловлена тем, что в течение девяти лет правления Саакашвили судебная власть превратилась в некий беспрекословный филиал прокуратуры Грузии. С приходом к власти ГМ репрессии и вопиющее беззаконие прекратились, но «саакашвилевские» судьи остались на своих местах и население долгие шесть лет надеялось на то, что ГМ осуществит реформу всей системы правосудия. Наконец, месяц назад, Высший совет юстиции (ВСЮ) представил на утверждение парламенту десять кандидатов, которые, набрав нужное количество голосов, стали бы пожизненными членами ВС. Для ГМ, обладающей монолитным конституционным большинством в парламенте, казалось, не представляло труда в очередной раз проштамповать решение, принятое заранее «наверху», – известно, что все важные решения реально принимают несколько приближенных к Иванишвили лидеров ГМ, которые имеют в тот момент «доступ к телу», после чего сообщают остальным, что патрон дал добро. Однако система дала осечку. Среди десяти кандидатов в ВС оказались неприемлемые для общества лица, которые, по мнению многих, раньше верой и правдой служили режиму Саакашвили. В обществе возникло подозрение, что успокоившиеся после победы на президентских выборах «мечтатели» пустились во все тяжкие. Активисты гражданского общества стали требовать отзыва списка судей из парламента, разгона ВСЮ и изменения всей системы отбора и назначения судей. Нашлись и непокорные в самом ВСЮ, заявившие, что на заседании совета кандидатуры не обсуждались, а все ограничилось тем, что секретарь ВСЮ зачитал по бумажке фамилии тех десяти человек, которых совет «должен» был представить в парламент. Председателя парламента Ираклия Кобахидзе, известного как одного из фаворитов Иванишвили, и некоторых лидеров ГМ обвинили в кумовстве, в личной заинтересованности иметь в ВС своих людей и т.д. Под давлением монолит ГМ дал трещину – несколько членов правящего большинства публично заявили, что не проголосуют за представленных кандидатов, что необходимо в корне пересмотреть всю процедуру, выработать новые критерии отбора кандидатов и т.д. Руководители ГМ в парламенте объявили, что по согласию с ВСЮ, который по закону не может отозвать представленные им в парламент кандидатуры, рассмотрение утверждения судей переносится на весеннюю сессию при том, что все высказанные соображения будут учтены и т.д. 10 января было опубликовано заявление самого Иванишвили, в котором он одобрил перенос парламентским большинством утверждение судей на весеннюю сессию, а из «раскольников» раскритиковал только Эку Беселия, которая до скандала работала председателем юридического комитета и покинула эту должность якобы в знак протеста против утверждения недостойных кандидатов судьями. Наконец, 21 января все 10 кандидатов на пожизненное членство в ВС обратились в парламент с заявлением – не рассматривать в дальнейшем их кандидатуры «с целью предотвращения нездоровых спекуляций».
На фоне «судейского» кризиса мало кто обсуждает другие интересные события. Например, «наезд» прокуратуры на банк ТВС, главным владельцем которого является Мамука Хазарадзе – банкир и бизнесмен, которого многие в Грузии считали неприкасаемым. В мае прошлого года Иванишвили обвинил тогдашнего премьера Гиоргия Квирикашвили в том, что правительство не ввело нужных регуляций и позволило ТИС и Банку Грузии обобрать все население. Пока не ясно, чем закончится расследование, но все понимают, что прокуратура не нарушила бы неприкасаемость Хазарадзе без воли на то Иванишвили.
За неделю до второго тура президентских выборов Иванишвили заявил, что отныне кадры будут подбираться по профессиональным качествам, а не по степени личной преданности кандидатов. В обществе сразу принялись обсуждать, чьи головы полетят и кого из «профессионалов» призовут на высокие должности. Пока что поступает информация лишь о кадровых переменах в Службе безопасности. Время покажет, что это даст и начнутся ли кадровые замены в других структурах.
Между тем скептицизм общества в отношении к ГМ не уменьшился: в личных беседах и в сетевых комментариях все судачат о том, что ободренные победой на президентских выборах «мечтатели» думают лишь о своей карьере, обогащении, а интересы и заботы простых людей им безразличны. При этом мало кто верит в то, что величайший в истории Грузии меценат Бидзина Иванишвили в меру своей компетентности всячески пытается улучшить существующее положение.
НГ-Дипкурьер. 27.01.2019