Евросоюз: пять ключевых итогов 2018 года
Наталья Еремина, доктор политических наук, доцент СПбГУ, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований
В 2018 г. Европейский союз переживал ряд изменений и преодолевал вызовы, которые окажут долгосрочное влияние на его эволюцию, да и на сам выбор стратегии развития. Неурегулированность вопроса брекзита, миграционный кризис, вызывающий волны недовольства в европейских городах, санкции в отношении Венгрии и Польши, торговые споры с США – со всем этим Евросоюзу пришлось столкнуться в 2018 г., и не на все существующие вопросы были найдены ответы. В целом можно сказать, что в прошлом году для ЕС ключевыми стали пять проблем.
1. Пересмотр региональной политики и «политики сплочения»
В 2018 г. ЕС был вынужден пересматривать стратегию и приоритеты политики сплочения и региональной политики, которые лежат в основе интеграционного движения, так как решают важнейшую задачу – достижения солидарности граждан ЕС, преодоления дисбалансов во всех сферах для того, чтобы обеспечить лояльность граждан Евросоюза деятельности наднациональных структур и упрочить еврооптимизм европейской общественности.
С учетом брекзита, коммунитарный бюджет лишится ежегодных весомых поступлений, что заставляет Комиссию ЕС более жестко ставить приоритеты для нового семилетнего цикла бюджетного планирования.
Главные изменения касаются географической переориентации финансирования программ региональной политики и политики сплочения с поддержки стран Восточной и Центральной Европы в пользу стран Южной Европы. Кроме того, произойдет общее сокращение финансирования данных проектов. Взамен программ региональной политики и политики сплочения предусмотрены новые расходные статьи, ориентированные на вопросы климата, окружающей среды, безопасности, энергетики и т.п.
2. Новая парадигма взаимоотношений с США
После прихода к власти в США Дональда Трампа Евросоюз был вынужден приступить к пересмотру взаимоотношений с Вашингтоном.
Новый президент фактически признал, что для США ЕС является одним из основных экономических конкурентов и, таким образом, начал откровенно пренебрегать так называемой евроатлантической солидарностью, что уже имеет значительные последствия для ЕС, например, в виде так называемой «налоговой войны» с США.
Важно, что по этой причине ЕС и США не удалось создать единый трансатлантический фронт против азиатских экономических соперников, прежде всего Китая. Кроме того, спор с США по вопросу взаимодействия с Ираном добавил напряженности в отношения ЕС – США. Эти факты прямо повлияли на апелляцию Франции и ФРГ к идее восстановления военной «независимости» Европы и формирования армии ЕС, чтобы союз мог доказать свое равноправное партнерство в глазах США.
3. Торг вокруг Brexit
ЕС весь 2018 г. стремился решить вопрос о новом формате сотрудничества с Соединенным Королевством, причем для него было важнее всего решить эту проблему на максимально благоприятных для себя условиях, показательно наказав британцев за выход из ЕС. Данный вопрос до конца не урегулирован, однако Брюссель уже добился согласия Британии выплатить в следующем году в коммунитарный бюджет 39 млрд фунтов. Однако вряд ли мы можем назвать победой отказ ЕС от компромисса с Соединенным Королевством, которое всячески пытается показать свою огромную значимость для Евросоюза в любом положении, поскольку эти обстоятельства будут «нервировать» бизнес и создавать разнообразные проблемы для общественности.
4. От нестабильности – к усилению правых и евроскептиков
Нестабильность Евросоюза – социальная и политическая – связанная с постепенной трансформацией политической среды, повышением роста значимости так называемых популистских партий, явным образом свидетельствует о запросе общественности на изменения, признание допущенных ошибок со стороны «мейнстримных» партий. Прошедшие выборы в разных странах ЕС в 2018 г. свидетельствуют уже о сложившейся устойчивой тенденции. Однако рост влияния не мейнстримных партий, а национально-ориентированных и крайне правых партий, новых партий и даже «антиполитических» партий воспринимается на уровне Брюсселя как угроза сложившемуся порядку.
Согласно многочисленным европейским исследованиям, число сторонников партий, предлагающих радикальные и посему наиболее простые методы решения наболевших вопросов, растет каждый год.
Все страны ЕС, начиная от северной Швеции и заканчивая южной Италией, оказались под влиянием крайне правых партий, которые уже влияют на ход избирательных кампаний и активно начинают проникать в правительства. Соответственно, это влияет и на политические подходы основных игроков, в результате чего можно говорить о неизбежном росте правых и крайне правых сил повсеместно. Поэтому евроскептицизм был и остается «головной болью» Брюсселя.
5. «Разноскоростная интеграция»: разрыв растет
Фактически весь 2018 г. в Евросоюзе продолжался процесс осмысления идеи интеграции на разных скоростях. 2018 г. был наполнен спорами политического характера, причем в основе конфликтов лежали разные сюжеты – политические и экономические, а общественность и государства – члены ЕС каждый раз по сложному вопросу оказывались разделены. Осознание этого факта подтверждало, что единой точки зрения нет, а комплексные вопросы будут по-разному интерпретироваться в государствах-членах.
Стратегия будущего развития ЕС будет связана с попытками преодолеть множественность взглядов.
Однако данная задача в текущих условиях не может быть решена, а настойчивость в ее решении в настоящее время будет воспроизводить конфликтный потенциал, мультиплицируя его и проецируя на многие сферы. Сейчас отчетливо, например, можно говорить о сохранении разделения Европы, прежде всего на Западную и Восточную части. Польша стремится закрепить за собой роль лидера в Восточной Европе, используя в том числе и партнерство с другими странами региона (Чехией, Словакией и Венгрией) в рамках Вышеградской группы, и вступая в открытое противостояние с Брюсселем и другими странами ЕС. Аналогичную позицию в отношениях с наднациональными институтами часто высказывает и Венгрия. Неудивительно, что Брюссель даже открывал судебные тяжбы против данных государств, обвиняя их в несоблюдении законов ЕС.
Таким образом, 2018 г. был периодом испытаний для ЕС, а те направления, которые были в нем намечены, должны показать, насколько ЕС готов к сложным и компромиссным решениям в этом году. Однако уже сейчас мы видим устойчивые тенденции, которые продолжатся в 2019 г. Поэтому можно ожидать нарастания напряженностей в отношениях с США, продолжения переговорного процесса с Великобританией и развития конфликтного потенциала внутри ЕС.
Евразия.Эксперт. 02.01.2019