Экономика Евросоюза в 2019 году: останется ли «общий дом» на плаву?

Несмотря на некоторые достижения экономики Евросоюза в 2018 г. – наращивание инвестиций, экономический рост, восстановление спроса населения – в нынешнем году Европе придется столкнуться с рядом вызовов. К основным рискам эксперты ЕС относят материальное неравенство в обществе, угрозу протекционизма и высокий уровень госдолга в ряде государств. Показатели дефицита бюджета некоторых стран по итогам прошлого года также оказались у критической отметки. Подробнее об остальных вызовах для экономики Евросоюза в новом году и о том, как с ними можно справиться, читайте в статье доктора политических наук, доцента СПбГУ, советника президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Натальи Ереминой специально для «Евразия.Эксперт».

Экономика в поисках компромиссов

Экономика Европейского союза – интересный пример выстраивания экономической взаимозависимости в разных конфигурациях. Во-первых, есть общее экономическое пространство; во-вторых, в нем развивается зона евро;            в-третьих, осуществляются взаимодействия стран-членов ЕС с внешними партнерами; в-четвертых, нельзя забывать о влиянии США, которые обладают разнообразным инструментарием, способным повлиять на эконмическое развитие стран-членов и всего ЕС в целом; в-пятых, брекзит стал дополнительным фактором в экономическом развитии ЕС.

В настоящее время приходится констатировать совмещение нескольких неблагоприятных тенденций: изменения в глобальной экономике и международной торговле, на которые повлияли угрозы США и механизмы торговых и налоговых войн, которыми они начали злоупотреблять; нарастание рисков для стран ЕС в связи с брекзитом, а также всеобщее замедление темпов роста в глобальном масштабе.

В этих условиях действительно очень многое зависит от способности участников союза достигать компромисса. Но брекзит по-прежнему демонстрирует, что компромисс не всегда отражает реальное положение дел, да и вряд ли достижим.

Более того, ЕС попал в ситуацию, когда политика руководит экономикой, что не позволяет менять стратегию экономического развития.

А голос многих государств-членов практически не слышим в выстраивании этой самой общей стратегии, которой руководит в основном ФРГ, предлагающая практически все обсуждаемые механизмы решения существующих проблем, а также нормы и принципы соответствия национальных бюджетов требованиям коммунитарной экономической и финансовой политики.

Основные экономические проблемы Евросоюза

Среди основных экономических проблем ЕС следует указать следующие: согласование национальных бюджетов со стратегическими задачами развития ЕС (среди них основное требование – это сокращение госдолга); сокращение производительности труда; отсутствие структурных реформ, включая финансовые и фискальные проблемы; влияние роста цен на энергоносители на рынки и промышленное производство; необходимость преодолевать сокращение экономической активности; снижение инвестиций.

В целом снижение экономической активности в ЕС в 2018 г. является последствием как долгосрочных факторов, связанных с изменениями в глобальной экономике, так и временных или относительно временных, причем не последнее место среди них занимает политическая нестабильность, рост цен на нефть, риски глобальной политики, фискальная политика США и последствия торговых войн, развязанных США.

Дополнительные риски связаны с брекзитом, ведь от инвестиций Британии зависят очень многие государства ЕС.

К неблагоприятным факторам эксперты ЕС также любят относить изменение климата, сложные погодные условия, даже влияние быстрого распространения гриппа в 2018 г.

Как решать проблемы?

На уровне ЕС в целом экономический тренд уже сформировался. По мнению экспертов ЕС, можно говорить осторожно лишь о незначительном экономическом росте, притом, что спада удается избежать, но и нарастить темпы роста пока не получается. Кроме того, всем странам предстоит принимать меры против спада, притом, что в ЕС удалось создать новые рабочие места.

Текущая ситуация с экономикой говорит о том, что ЕС прежде всего пока что должен сохранять позитивный рост, даже если он будет на уровне 1,9% в 2019 г.

Однако в Нидерландах, Австрии и Германии рост ожидается выше, чем в 2018 г.

Второй инструмент, предлагаемый на уровне ЕС – поддерживать потребление, воспринимаемое в качестве основы восстановления Еврозоны.

Третьим инструментом развития указывается рост рабочих мест, хотя уровень безработицы все равно остается высоким.

На уровне отельных стран-членов необходима поддержка принимаемых мер. Однако уже сейчас у Брюсселя возникли вопросы к национальным бюджетам ряда стран. Например, к Италии, которая в бюджете на 2019 г. предусмотрела сохранение на следующие два года госдолга на уровне примерно 131% ВВП. При этом Италия представляет собой третью крупнейшую страну в еврозоне. Однако конфликт между нею и Брюсселем, видимо, неизбежен. Популистское правительство Италии воспринимает ЕС как сдерживающий фактор для решения экономических проблем. А Еврокомиссия, в свою очередь, потребовала от Италии пересмотреть бюджет, иначе на нее будут наложены санкции. Очевидно, что долг каждой страны в еврозоне неблагоприятно сказывается на развитии последней в целом.

Италия в этом ряду не одинока. Еще пять европейских стран могут столкнуться с проблемами при согласовании национальных бюджетов с Брюсселем: Франция, Испания, Бельгия, Словения и Португалия, у которых также высоки показатели госдолга и дефицита бюджета.

Некоторые страны ЕС продолжают ослабевать экономически и борются с безработицей и низким ростом в довольно неблагоприятных условиях. Среди них выделяется Греция. Хотя Греция получила соглашение о снятии долга в июне 2018 г., ее экономика остается слабой.

Выводы

Таким образом, нельзя не отметить, что решение практически всех экономических проблем зависит именно от компромисса и готовности соблюдать государствами-членами требования ЕС.

Вместе с тем британский подход просчитывать, в чем выгода или сколько стоит членство страны в ЕС, становится заразным для других стран. И претензии к ЕС перерастают в конфликты с Брюсселем.

ЕС сравнивают с велосипедом, который должен ехать, иначе упадет. Однако сейчас ЕС трудно ехать. Если руль сзади, а впереди груз накопленных проблем, с механизмами решения которых с трудом соглашаются «велосипедисты», двигаться вперед весьма затруднительно. Но отсутствие способности к компромиссу демонстрирует порой и сам ЕС в лице Брюсселя, например, в диалоге с Россией.

Евразия.Эксперт. 06.01.2019

Читайте также: