Brexit: британский тупик
Нора Топор Калинский
История Brexit со времени проведения референдума и до настоящего времени была патовой. В британской элите есть две основные группы: к одной принадлежат те, кто стратегически заинтересован в том, чтобы остаться в ЕС, к другой – те, кто прогнозирует упадок ЕС и считает, что лучше уж пусть Британия покинет тонущий корабль как можно скорее, пока не стало слишком поздно. Нынешнюю ситуацию с Brexit можно свести к простому факту: ни одна из этих двух групп до сих пор не располагает достаточными ресурсами для победы над другой.
Разработчики соглашения о Brexit стали жертвами этого равновесия между двумя группировками. Оно же привело и к отсутствию сделки, которая получила бы широкую поддержку. Это не столько результат неудачной работы команды Терезы Мэй, сколько следствие текущей политической обстановки в Британии. Именно поэтому Мэй получила вотум доверия уже после того, как сделка была отклонена: вряд ли какой-либо другой лидер хотел бы оказаться на ее месте. Таким образом, у обеих групп элит оказалось недостаточно воли, чтобы взять на себя ответственность за новую попытку выйти из тупика.
Эта патовая ситуация также является причиной того, что второй референдум по Brexit не состоится. Обе стороны просто не смогут прийти к консенсусу, который собрал бы критическую массу для реализации такого решения. Brexit близко, и он состоится. В настоящее время основная цель обеих групп элит состоит в том, чтобы выиграть время, пока внешние факторы не нарушат текущее равновесие между ними.
Тупик в противостоянии элит наблюдается не только в Великобритании. Это имеет место и в США, и в континентальной Европе, и даже в России. Во всех этих случаях мы можем выделить либеральную элиту, которая выступает за интеграцию в рамках нынешнего глобализированного порядка, и другую фракцию, которая считает, что нынешняя система не работает в достаточной мере и поэтому нуждается в реформировании. Все стороны ждут некоего «внешнего шока», который изменит соотношение сил в их противостоянии и позволит выйти из тупика за счет кризиса в другом месте. Это гораздо предпочтительнее «внутрисистемного шока», который может решить патовую ситуацию, но обойдется гораздо дороже вовлеченным элитам. Достаточно вспомнить, как европейские державы предпочитали разрешать свои разногласия в XIX веке с помощью конфликтов в колониях, а не прямой конфронтации на европейском полуострове. Но стоит учесть, что сегодня речь идет о противостоянии внутри самих стран, а не о межгосударственных спорах.
Brexit без сделки приведет к внутриполитической дестабилизации в Великобритании, а этого хотят избежать все без исключения. Такой сценарий, безусловно, принесет большие издержки и раскачает внутриполитическую ситуацию, но сейчас крайне сложно предугадать, в чью пользу будет нарушено равновесие. И эта неопределенность раздражает обе группы британской политической элиты.
Если внезапный кризис за пределами Британии в течение следующих двух месяцев существенно не изменит расстановку сил, британский парламент снова соберется на утверждение сделки по Brexit до 29 марта. Решающими, вероятно, станут голоса той группы элит, которая считает, что пребывание в ЕС является для Великобритании лучшим стратегическим вариантом. Они голосовали против сделки Мэй, поскольку были уверены, что поправки необходимы и ЕС все еще можно обыграть. Тем не менее если речь пойдет о выборе между отсутствием сделки и плохой сделкой, то они, скорее всего, выберут плохую сделку, которая смягчит неблагоприятные экономические и социальные последствия выхода из ЕС и, что наиболее важно, позволит выиграть время.
Международный дискуссионный клуб "Валдай". 18.01.2019