Алгоритм глобальной интеграции: управление силами гравитации
Ярослав Лисоволик, д.э.н. программный директор Фонда клуба «Валдай»
Сила региональной экономической интеграции заключается не только в расширении возможностей для роста стран региона за счет снижения торговых барьеров и удешевления товаров для потребителей. Налицо важные внешние дивиденды, которые получают успешные и динамично развивающиеся интеграционные блоки, благодаря чему сила притяжения расширяющегося экономического блока улучшает условия для торговли и инвестиций с внешним миром.
В экономической интеграции успех порождает успех, в том числе с точки зрения создания достаточно большой экономической массы, чья сила притяжения («гравитационная модель» в международной торговле) становится все более мощной по сравнению с соседними экономиками.
Показательным примером в этом отношении является эволюция интеграции ЕС, которая следовала примеру построения критической массы крупных экономик в Европе (Франция и Германия в качестве ключевых тяжеловесов), что послужило привлечению торговых потоков от соседних экономик. В результате гравитационное притяжение торговых потоков вызвало так называемый «эффект домино», который привел к тому, что все больше европейских стран начали присоединяться к постоянно расширяющемуся и массивному Европейскому союзу. С тех пор времена изменились, и в ситуации, когда ЕС сталкивается с проблемой Brexit, следующий цикл «интеграционного роста» может быть осуществлен глобальным Югом, национальные государства и интеграционные блоки которого по-прежнему в значительной степени фрагментированы, особенно в Евразии.
Нынешняя система высокоинтегрированного развитого мира и в значительной степени фрагментированного глобального Юга может сохраняться в течение достаточно долгого времени, если развивающиеся страны не активизируют усилия по объединению существующих интеграционных блоков в рамках единых интеграционных платформ. Первым начинанием в этом процессе может быть создание критической массы сначала в Евразии путем объединения Индии, Китая и России в рамках расширенной Шанхайской организации сотрудничества (ШОС+), которая создаст основу для привлечения других региональных блоков глобального Юга в Евразии (таких, как АСЕАН) на самую широкую платформу для развивающихся стран на континенте. Это также сформирует фундамент для вовлечения ЕС в более активное экономическое сотрудничество с развивающимися экономиками Евразии, в то время как расширенный ШОС+ также может способствовать созданию глобальной платформы для интеграции «Юг –Юг» либо на основе БРИКС+, либо ТРИА (см. Я.Лисоволик, «Imago Mundi: согласованные действия континентов в направлении “Юг – Юг”»).
Соответствующая последовательность создания глобальных рамок взаимодействия в рамках «Юг – Юг», которое становится достаточно значительным для обеспечения полномасштабного сотрудничества с развитым миром, может развиваться по следующим этапам:
- Треугольник «Россия – Индия – Китай»: более тесная координация между тремя странами в продвижении ШОС в качестве ключевой интеграционной платформы для развивающихся экономик Евразии;
- Большая Евразия: создание расширенной структуры «ШОС+», которая будет уже достаточно велика для установления более тесных связей с ЕС в создании панконтинентального альянса и продвижении интеграционных связей;
- Интеграция глобального Юга: создание структуры БРИКС+/BEAMS и/или ТРИА, которая привлекает другие региональные блоки из развивающегося мира при формировании все более широких коалиций и мегаблоков глобального Юга;
- Глобальная платформа «Север – Юг»: расширенная интеграционная платформа глобального Юга, вероятно, будет оказывать более сильное «гравитационное притяжение» по отношению к развитому миру, в том числе что касается координации создания интеграционных структур «Север – Юг».
Отсюда следует, что существует определенная последовательность действий, которой можно придерживаться при построении более сбалансированной глобальной экономической архитектуры. Самая важная часть этой последовательности связана с устранением фрагментации и пробелов в региональных слоях глобального управления (особенно что касается глобального Юга), которое в последние десятилетия приобретает все большее значение для развития и поддержания макроэкономической стабильности. Формирование более скоординированных рамок в отношениях между развитыми и развивающимися интеграционными экономическими платформами вряд ли обеспечит прорыв без более активных шагов со стороны глобального Юга именно в укреплении интеграции «Юг – Юг». Для развивающегося мира два ключевых инструмента интеграции в достижении большего взаимодействия с развитыми экономиками связаны со структурой ШОС+ (налаживание сотрудничества с ЕС в Евразии) и структурой БРИКС+ (для расширения сотрудничества между развитым миром на глобальном уровне).
В конечном счете устойчивая глобализация или экономическая интеграция вряд ли будут обеспечены исключительно на уровне глобальных экономических организаций и без прогресса в создании скоординированных структур в рамках крупнейших региональных интеграционных механизмов. Вместо того, чтобы вносить незначительные изменения в систему глобальных институтов, комплексное обновление регионального фактора глобального управления и его большей согласованности с другими уровнями глобального управления может быть ключом к успешной перестройке мировой экономической архитектуры.
Международный дискуссионный клуб "Валдай". 11.01.2019