Япония делит чаяния надвое
Михаил Коростиков
Правительство Японии перешло к активному продвижению внутри страны варианта решения территориальной проблемы по «модели 1956 года», которая предполагает мирный договор с РФ после передачи японцам двух, а не четырех Курильских островов. Новый главный аргумент премьера Синдзо Абэ — заключение мирного договора улучшит отношения РФ и Японии, а также поможет «сдержать гегемонизм Китая». Впрочем, куда важнее для Токио убедить в целесообразности передачи хоть каких-то территорий не собственных жителей, а Москву, по-прежнему опасающуюся американских военных баз вблизи своих границ.
В Японии рассекречены документы полувековой давности, из которых следует, что в 1960 году премьер-министр Нобусукэ Киси обсуждал с президентом США Дуайтом Эйзенхауэром возможность урегулирования территориального спора с СССР на основе декларации 1956 года, то есть по модели «два на два». Она подразумевает подписание мирного договора, передачу Советским Союзом Японии «в качестве жеста доброй воли» острова Шикотан и гряды Хабомаи с последующим обсуждением судьбы двух других островов уже в новой конфигурации, но без надежды на их возврат Японии. Как замечал тогда премьер Киси, этот вариант ему предлагают рыбаки, которых бы устроило, если бы СССР оставил после передачи двух островов возможность в будущем обсуждать судьбу двух других и обеспечил бы «безопасность рыболовства» в районе Курил.
Совпадение это или случайность, но рассекреченные документы обеспечили «историческую поддержку» предложению, которое в среду высказал в японском парламенте заместитель генерального секретаря Либерально-демократической партии (ЛДП) Коити Хагиуда.
Если мы вначале получим от России маленькие острова и заключим мирный договор, отношения между двумя странами станут прочными,— цитирует его агентство Kyodo.— Это именно та политика, которую нужно ускоренно проводить в жизнь с учетом гегемонизма Китая».
Коити Хагиуда добавил, что сам выступает за возврат всех четырех островов, но считает вариант получения двух приемлемым в контексте растущей китайской угрозы.
Источники “Ъ” в МИД Японии ранее в беседах замечали, что желание премьер-министра Абэ как можно скорее заключить мирный договор и улучшить отношения с Россией было во многом продиктовано именно боязнью «российско-китайского сближения на антияпонской основе». Впрочем, долгое время эта позиция не выходила за пределы экспертного и политического обсуждения. Ситуация изменилась в начале ноября, когда в ходе встречи в Сингапуре президент России Владимир Путин и премьер Абэ публично высказали желание ускорить решение территориальной проблемы на основе декларации 1956 года. После этого внутри Японии разгорелись жаркие дебаты: оппозиционная Демократическая партия и наиболее националистически настроенные депутаты ЛДП потребовали от Синдзо Абэ придерживаться требования о передаче всех четырех островов или хотя бы провести референдум, на котором граждане смогут определиться со своим отношением к этому варианту.
Публикация архивов и заявления заместителя генсекретаря ЛДП работают как раз на укрепление поддержки этой идеи уже в рамках новой общественной парадигмы: острова важны не сами по себе, а как средство сблизить Россию и Японию и сделать Москву менее зависимой от Пекина. В среду в Токио также был опубликован новый план национальной обороны на ближайшие пять лет, в котором в качестве угроз было обозначено в том числе «растущее китайское военное присутствие» в регионе. Пресс-секретарь МИД КНР Хуа Чуньин мгновенно отреагировала, обвинив Токио в «ложных заявлениях» и «безответственных обвинениях».
Впрочем, опросы показывают, что большинство японцев уже не против формата «два на два»: его в опросе Kyodo от 16 декабря поддержали 53,2% опрошенных. Убедить политический класс Японии Синдзо Абэ будет сложнее, но еще сложнее — заставить Владимира Путина согласиться на хоть какой-то вариант передачи островов. На пресс-конференции в четверг президент РФ довольно недвусмысленно дал понять, что даже за два острова Токио придется серьезно побороться. Москве, по его словам, «трудно принимать такие кардинальные решения», когда в Японии активно наращивается американское военное присутствие. Владимир Путин также заметил, что многие в Японии выступают против военных баз США, но их не слушают. «Мы не понимаем, каков уровень суверенитета Японии при принятии решений подобного рода»,— заметил президент РФ.
Бывший посол России в Японии Александр Панов полагает, что в целом сейчас в Токио готовности решить территориальный вопрос в формате «два на два» больше, чем в Москве. «Синдзо Абэ удалось в основном убедить в правильности этого шага население и крупнейшую фракцию ЛДП, возглавляемую бывшим министром иностранных дел Фумио Кисидой,— отметил господин Панов в беседе с “Ъ”.— В России в то же время политики выглядят немного растерянными: они явно предлагали вернуться к варианту "два на два" в надежде на то, что Токио откажется. Теперь же они пытаются придумать новые условия, чтобы затянуть переговорный процесс».
Коммерсант. 20.12.2018