В Азовском море могут ввести режим международного мониторинга
Татьяна Ивженко
Украина предлагает Западу установить международный контроль над режимом судоходства в Азовском море. Глава МИД Германии Хайко Маас поддержал идею «международного мониторинга» ситуации. Речь может идти о расширении полномочий Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, которая уже работает в Украине. В частности, фиксирует развитие событий в Донбассе.
Глава украинского МИДа Павел Климкин на этой неделе принял участие в заседании Совета министров иностранных дел стран ЕС в Брюсселе. Он убеждал европейских коллег в том, что ситуация в Азовском море и Керченском проливе, не говоря уже о Черном море, прямо касается интересов Запада. В частности, по итогам отдельной встречи с главой МИД Польши Яцеком Чапутовичем Климкин сказал: «Мы подчеркнули важный аспект: международное сообщество должно рассматривать агрессию РФ (события 25 ноября. – «НГ») как сигнал. У России есть Черноморский флот, Балтийский флот… Руководят ими люди в Кремле, для которых не существует красных линий… Представьте себе, на что способна Россия в Балтийском море, если ей придется защищать "Северный поток-2"?»
В ходе министерской встречи, как отметил Климкин, обсуждался вопрос, «каким образом ввести международный контроль за безопасностью судоходства, за безопасностью навигации (в Азовском море и Керченском проливе), поскольку Россия пытается узурпировать права других – права Украины и других стран». Фактически украинский министр передал европейским коллегам позицию президента Петра Порошенко, который ранее заявил, что «Россия стремится аннексировать Азовское море, как ранее аннексировала Крым». Киев призывает западных партнеров противостоять этому.
На днях, как сообщил глава МИД Украины, у него запланирован разговор с немецким коллегой: «Германия хочет установления механизма международного мониторинга. Я считаю, что это само по себе является санкцией по отношению к России. Буду разговаривать с Хайко Маасом через несколько дней, буду дискутировать с ним, какие именно санкции, будет ли их поддерживать Германия». Как известно, немецкое правительство выступило против усиления санкций ЕС против РФ из-за инцидента на Азове.
На сегодня, как говорят источники в Киеве, речь идет только о том, чтобы расширить полномочия миссии ОБСЕ. Однако эффективность работы этой миссии в Донбассе многие в Украине ставят под сомнение. А для того, чтобы наделить ее дополнительными полномочиями (по мониторингу ситуации в море), потребовались бы и новые технические возможности, и одобрение этой инициативы всеми странами – членами ОБСЕ. Немецкий министр отметил, что без согласия России решение не может быть принято. По словам Мааса, в ближайшее время этот вопрос будет обсуждаться в рамках «нормандской четверки» с участием представителей Украины, Германии, Франции, РФ. «Это будет непросто… Думаю, для украинской стороны это будет хорошо, а вот российская сторона настроена очень скептически», – процитировали его слова, сказанные на полях министерской встречи ОБСЕ в Милане, украинские информагентства.
В Украине говорят также о том, что ситуация в Донбассе, где в последнее время установилось относительное затишье, может вскоре потребовать больше усилий и внимания миссии ОБСЕ. Депутат Верховной рады, член комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Дмитрий Тымчук обратил внимание на то, что в России говорят об угрозе химической атаки в Донбассе. В качестве примера он привел слова постпреда РФ в ОБСЕ Александра Лукашевича, что ВСУ якобы «готовят провокацию с применением химического оружия на востоке Украины». И заявление представителя МИД РФ Марии Захаровой о том, что «химатака ВСУ может привести к жертвам среди мирного населения и нарушению международных договоренностей о запрете и ограничении оружия массового поражения». Тымчук подчеркнул: «В данном случае речь идет об официальном заявлении российского МИДа (от 5 декабря), озвученном не в курилке ресторана, а на брифинге. И это нельзя игнорировать». По мнению украинского депутата, «в ближайшее время не исключена провокация России в Украине с применением химического оружия, а российская пропаганда уже готовит информационное прикрытие с обвинением во всем украинской армии».
Опасными датами в Киеве считают 15 декабря, когда запланирован Объединительный собор украинских православных церквей, и 17 декабря, когда Генассамблея ООН рассмотрит проект резолюции относительно «милитаризации и агрессии России в Крыму и в Азово-Черноморском регионе». Примечательно, что в ДНР уже неделю говорят о подготовке ВСУ к наступлению, которое может начаться 14 декабря.
В ЕС, по сообщению Deutsche Welle – со ссылкой на верховного представителя Евросоюза по вопросам внешней политики и политики безопасности Федерику Могерини, рассматривают возможность «финансовой поддержки прилегающих к Азовскому морю регионов на юго-востоке Украины, включая порт Мариуполь». В январе, как сообщил депутат Верховной рады, глава украинской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы Владимир Арьев, ситуация на Азове будет рассматриваться и на уровне ПАСЕ. По его словам, готовятся дебаты на тему: «Открытая агрессия России против Украины: срыв мирного процесса».
В начале декабря Киев обратился также к странам – подписантам Будапештского меморандума (в первую очередь США и Великобритании) с требованием созвать консультации «с целью обеспечения полного соблюдения обязательств и немедленного прекращения агрессии РФ против Украины». Напомним, в 2014 году украинская сторона уже инициировала подобные консультации, предусмотренные текстом меморандума. Однако в тот момент выяснилось, что действенных механизмов обеспечения гарантий безопасности Украины не существует.
Экс-глава МИД Украины Владимир Огрызко сказал изданию «Апостроф», что новое обращение – «это попытка завести неработающий механизм. Другие переговорные площадки показали бесперспективность… Можно создать множество площадок и пригласить туда кого угодно, но если это будут площадки для разговоров, а не принятия решений, то особых результатов не будет».
Независимая газета. 12.12.2018