Украина может заблокировать все российские активы
Татьяна Ивженко
В ближайшие дни в Украине планируют собрать заседание Совета нацбезопасности и обороны, чтобы утвердить санкции против России. Об этом сообщил генпрокурор Юрий Луценко. Его слова подтвердил президент Петр Порошенко: «Чтобы не было никаких сомнений, что Россия за агрессию заплатит высокую цену. Мы ничего на тормозах не спустим».
В течение этой недели украинская власть обсуждала ситуацию, сложившуюся после инцидента в Азовском море, с западными партнерами. Киев призывал ужесточить санкции против РФ. Председатель Верховной рады Андрей Парубий письменно обратился к вице-президенту США Майклу Пенсу: «Призываем вас использовать все имеющиеся возможности, чтобы остановить агрессию России против Украины… путем применения дополнительных энергетических и финансовых санкций».
Ответ Киев получил из уст госсекретаря США Майкла Помпео, который на этой неделе в Брюсселе принял участие в совещании министров иностранных дел стран – членов НАТО (украинский и грузинский министры были приглашены на эту встречу). Он заявил, что участники проявили «полное единство в том, что действия России были противозаконными и неприемлемыми», сообщили украинские информагентства.
Украинская сторона, по словам источников «НГ», внесла в повестку дня встречи министров, представляющих страны НАТО, вопрос о закрытии турецких проливов для российских кораблей. На прошлой неделе эту идею озвучил на пресс-конференции в Киеве командующий ВМС Украины Игорь Воронченко: «Согласно конвенции Монтре (19-й пункт) будем пытаться просить закрытия пролива Босфор в Турецкой Республике (для российских судов. – «НГ») – чтобы россияне знали, как нарушать нормы международного права». В начале недели глава МИД Украины Павел Климкин сказал, по сообщению телеканала «24»: «С Эрдоганом уже был разговор… В рамках конвенции у нас есть возможности ограничить проход судов (российских. – «НГ»). Мы над этим работаем, хотя есть вопрос, каким образом мы это сделаем и как быстро».
Эксперты в Киеве сомневаются в том, что украинское предложение будет принято: напоминают о важных российско-турецких экономических проектах, сложных американско-турецких отношениях. Бывший сотрудник МИД Украины Олег Волошин отметил, что состоявшийся саммит «большой двадцатки» показал: «В мире большой политики никто не хочет ссориться всерьез».
Кстати, главный соперник Петра Порошенко на президентских выборах, лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко, по словам ее соратников, учитывает этот фактор. На этой неделе она отправилась в США, чтобы представить свою точку зрения на ситуацию после азовского кризиса и решения о введении в 10 областях Украины военного положения. Партия не раскрыла детали переговоров, но сообщила, что Тимошенко встретилась с членом комитетов по вопросам вооруженных сил и разведки Сената США Томом Коттоном (соавтором резолюции с осуждением захвата украинских кораблей и ареста моряков), спецпредставителем Госдепа США Куртом Волкером. Она также приняла участие в круглом столе Атлантического совета.
Пресс-служба «Батькивщины» сообщила, что Тимошенко обсуждала с американскими чиновниками вопросы, связанные с обороной и безопасностью Украины, а также «информировала о позиции партии относительно обеспечения политического процесса – проведения выборов (президента Украины 31 марта 2019 года. – «НГ») и недопущения сужения прав и свобод граждан Украины (в рамках объявленного военного положения. – «НГ»)».
Петр Порошенко уверяет, что голосование состоится в срок. Последнюю неделю украинский президент ежедневно проводит встречи, в ходе которых делает заявления, транслируемые в прямом эфире новостных телеканалов. Встречаясь со студентами в Ивано-Франковске, Порошенко сказал, что сорвать проведение президентских выборов может «только открытая агрессия со стороны Российской Федерации». По его словам, 25 ноября «Россия перешла к новому этапу эскалации ситуации в акватории Азовского моря – речь идет об оккупации Азовского моря и Керченского пролива».
Команда Порошенко собирается утвердить пакет антироссийских санкций. Президент Украины уточнил, что речь идет «о российских портах и российских кораблях», подразумевая, вероятно, просьбу Киева к турецкой власти. Но генпрокурор Юрий Луценко на днях намекнул, что санкции могут быть значительно шире. «Считаю необходимым в установленном порядке вынести на рассмотрение Совета нацбезопасности и обороны вопрос о применении к отдельным физическим и юридическим лицам РФ персональных специальных экономических и других ограничительных мер, в частности в виде блокирования активов на территории Украины», – сказал Луценко в эфире телеканала ICTV.
Генпрокурор отметил, что украинская сторона больше месяца «собирала информацию – каков он, массив этого (российского. – «НГ») бизнеса». Судя по всему, подготовительная работа к введению украинских санкций началась в связи с проведением в начале ноября в ДНР и ЛНР выборов, против которых категорически выступил Киев. Теперь списки пригодились в связи с азовским инцидентом. «Могу вам сказать, что это четыре тома высотой примерно по 40 см, и на каждой странице этих томов – до 15 юридических лиц. То есть это огромное число юридических и физических лиц – резидентов Российской Федерации, которые ведут бизнес в Украине», – сообщил Луценко журналистам.
Списки не обнародуются. Однако сам генпрокурор признал, что в них вносили всех, даже те российские компании, которые «в некоторых сферах …имеют монополию» на украинском рынке. Хотя Юрий Луценко считает, что СНБО предстоит принять сложное решение, но исходит из того, что «пора положить конец ведению бизнеса россиян в стране, на которую они напали без объявления войны. Это моя и юридическая, и политическая позиция».
Эксперты отмечают, что российские компании имеют монопольное положение в первую очередь в энергетической сфере. Соучредитель Фонда энергетических стратегий Юрий Корольчук в колонке для «Нового времени» перечислил те болевые точки, которые могут быть задеты в ближайшее время. Он напомнил, что Украина покупает уголь у теплогенерирующих станций в России: «Запасов на складах ТЭС сегодня – терпимый минимум. Заменить уголь из России сейчас нечем…» Кроме того, 80% ядерного топлива для АЭС Украина получает из РФ.
Корольчук упомянул также нефтепродукты – бензин, дизтопливо, автогаз. Львиную долю на украинском рынке составляет импортное топливо, произведенное из российской нефти. «Армейская техника на каком дизеле марширует? Риторический вопрос», – отметил он. Наконец, эксперт обратил внимание на то, что решение о введении военного положения приостановило переговоры об участии европейских партнеров в управлении украинской газотранспортной системой после 2019 года. Проволочки с подписанием нового транзитного договора могут привести к кризису, предостерег он.
Независимая газета. 05.12.2018