Россия – Вьетнам: как сохранить стратегическое преимущество?

Антон Цветов, эксперт по направлению «Внешняя политика и безопасность» Центра стратегических разработок

Российско-вьетнамские политические отношения оцениваются традиционно высоко: по сравнению с отношениями между Россией с другими странами Юго-Восточной Азии они отличаются завидной плотностью и уровнем взаимодействия. Встречи лидеров двух стран в том или ином формате происходят каждый год. Чуть менее позитивно принято оценивать на официальном уровне экономические отношения – реальный уровень товарооборота между двумя странами по-прежнему находится на достаточно низком уровне. Хотя прирост по сравнению с показателями прошлого года составил 36 процентов и удалось преодолеть порог в 5 млрд долларов, все же это достаточно скромная цифра. Тем более что к 2020 году (осталось всего два года) поставлена задача увеличить имеющийся объем более чем в 2 раза – до 10 млрд долларов, хотя к сегодняшнему результату Россия и Вьетнам шли несколько лет.

Однако в ряде областей торгово-экономические отношения Москвы и Ханоя носят действительно стратегический характер: в первую очередь к ним можно отнести нефтегазовую отрасль (на вьетнамском рынке Россия занимает лидирующие позиции), а также некоторые относительно новые направления, в частности – экспорт российских продовольственных товаров во Вьетнам (пшеницы, кукурузы, мяса).

В конце 2016 года начала работать зона свободной торговли ЕАЭС – Вьетнам. Вероятно, это и стало причиной вышеупомянутого роста, хотя замерить эффекты любой ЗСТ довольно сложно. Но информационный эффект, безусловно, был как в России и странах ЕАЭС, так и во Вьетнаме – бизнес в обеих странах стал просто чаще слышать о возможностях для экспорта. Этому способствовала немалая политическая работа в части продвижения успехов двусторонних отношений, политики России в Юго-Восточной Азии и привнесении туда идей евразийской интеграции.

На первый план в отношениях двух стран в сфере безопасности выходит тема военно-технического сотрудничества. При свойственном Вьетнаму стремлении диверсифицировать свои внешнеполитические контакты и быстро укреплять отношения с США Россия и сегодня занимает доминирующие позиции в качестве поставщика вооружения на рынок Вьетнама, и вряд ли можно ожидать, что скоро это изменится. При этом туда поставляется такое оружие, которое позволяет Вьетнаму осуществлять сдерживание в отношении к вызывающим беспокойство соседям по региону. Сейчас портфель вьетнамских заказов на российское вооружение оценивается в 1 млрд долларов. Крупнейшей сделкой последних лет была поставка подводных лодок «Варшавянка», поставлена большая часть танков Т-90С и Т-90СК и идут разговоры о продаже комплексов С-400.

Важная новая тема – кибербезопасность. В ходе недавнего визита генерального секретаря Вьетнама Нгуена Фу Чонга в Москву было межправсоглашение о сотрудничестве в области информационной безопасности, что представляет собой очень важный шаг: у двух стран подходы к этому вопросу являются схожими, а Россия обладает теми технологиями и наработками, которыми она может поделиться с вьетнамскими партнерами.

Хотя российско-вьетнамские стратегические отношения развиваются с более высокой базы, их динамика ниже по сравнению с отношениями Вьетнама с США, Японией и Индией. В этом смысле существует риск, что российское конкурентное преимущество в сфере стратегической безопасности на горизонте ближайших пятнадцати лет будет утрачено. Ситуация вокруг Вьетнама меняется в связи с ростом конкуренции за сотрудничество с Ханоем: выдвигаются различные «Индо-Тихоокеанские инициативы» и стратегии, возобновляются обсуждения о консультации в четырехстороннем – США, Индия, Япония и Австралия – формате, где Вьетнам нередко упоминается в роли главного партнера из числа стран АСЕАН. И общение с вьетнамскими экспертами явно указывает на то, что наши подходы, например, к роли США в регионе сильно разнятся, как и наше отношение к различным региональным мегапроектам.

Это связано с тем, что Вьетнам едва ли не в наиболее жесткой форме на фоне других стран Юго-Восточной Азии готов защищать свои интересы в отношениях с Китаем. От близких к официальным кругам вьетнамских ученых нередко можно слышать о приоритетном значении темы морской безопасности, то есть защиты вьетнамских интересов в Южно-Китайском море. По сути, тем самым они озвучивают приглашение для Индии, США, Японии и Австралии занять более активные позиции в регионе. Пока что отношения Вьетнама с Россией оказываются в хорошем смысле изолированными от определенных разногласий в регионе, но появление трудностей в будущем практически неизбежно, и их нужно проговаривать уже сейчас.

Американские санкции, применяемые к России, также могут омрачить отношения с Вьетнамом. Уже есть первые трудности. Так, российская компания «Силовые машины», работающая на проекте строительства ТЭС «Лонгфу-1» из-за санкций потеряла подрядчиков и испытывает проблемы с порядком расчетов.

В ближайшие несколько лет России будет сложнее удерживать внимание Вьетнама, хотя отношения в сфере военно-технического сотрудничества продолжат составлять опору для прочных политических позиций, если двум странам удастся найти формат взаимодействия под санкциями. Однако следует быть готовым и к тому, что внешнеполитический курс Вьетнама будет представлять для России большой вызов в связи с его диверсификацией, поэтому важно уже сегодня начать развивать контакты с вьетнамскими коллегами для обсуждения подходов к региональной безопасности и роли, отводимой в ней для России.

Международный дискуссионный клуб "Валдай". 04.12.2018

Читайте также: