О реализации интеграционных потенциалов на постсоветском пространстве
В будущем году Белоруссия и Россия отметят 20-летие подписания Договора о создании Союзного государства, а Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – свой первый 5-летний юбилей. Правда, в последнее время у членов этого интеграционного союза появились сомнения в том, будет ли второй. Александр Лукашенко во время недавней встречи с представителями российского медийного сообщества рассказал любопытную историю о том, как реагируют на проблемы в Союзном государстве партнеры Белоруссии и России по Евразийскому союзу. «Многие главы государств – мусульмане говорят: если вы между собой не можете разобраться, то куда вы нас тащите? Многие так говорят. А когда мы начинаем собачиться (белорусы и россияне. – «НГ»), то у них глаза на лоб лезут: если уж родные не могут разобраться, зачем нам такие союзы?» Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, о каких кооперациях идет речь. Главы государств-партнеров имели в виду ЕАЭС и ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности).
Напомним, ЕАЭС – организация региональной экономической интеграции, созданная для того, чтобы выработать единую экономическую политику; обеспечить в рамках союза свободное движение рабочей силы, финансов, услуг, товаров. В настоящее время участниками ЕАЭС являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения. По признанию Лукашенко, «в ЕАЭС мы не достигли той интеграции, которую мы имеем здесь (в Союзном государстве. – «НГ»)». Но надо признать, что, при высоком интеграционном потенциале в Союзном государстве, именно там с закономерной периодичностью разгораются торговые войны, возникают нефтяные и газовые разбирательства. Причем накал страстей на них создает сложности в работе ЕАЭС. Достаточно вспомнить стремление Киргизии вступить с союз, в котором она видела прежде всего рынок сбыта для своей продукции. Но первая же попытка провезти в Россию свои фрукты и овощи была пресечена казахстанской таможней. Киргизская продукция была объявлена вне закона на территории союза, пока в стране не будут построены санитарные лаборатории, выдающие соответствующие сертификаты. Впоследствии оказалось, что торговые разбирательства между Казахстаном и Киргизией были связаны с предстоящими выборами киргизского президента. Политика вмешалась в экономику. По репутации ЕАЭС был нанесен первый удар. Затем последовали другие.
Белоруссия оказалась подвержена «ресурсному проклятию» из-за беспошлинной торговли энергоресурсами с Россией. Отмена этого режима угрожает белорусской экономической модели. Ранее заместитель министра финансов Белоруссии Андрей Белковец, комментируя перспективы членства республики в ЕАЭС, заявил, что Минск может вернуться «к вопросу о целесообразности нахождения Белоруссии в таком союзе».
Не оправдала себя и другая интеграционная структура. «У нас здесь (в Союзном государстве. – «НГ») зона ответственности – западное направление. Разработан план на случай обострения отношений с НАТО или, не дай бог, конфликта или войны. Суть в чем состоит, это тоже уже не секрет: мы вступаем в войну первыми. В течение буквально до месяца там (в РФ. – «НГ») все армии, которые до Москвы расположены, мобилизуются и подключаются к защите белорусского направления. В ОДКБ этого нет», – пояснил президент Белоруссии.
ОДКБ объединяет Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и формально – Узбекистан, приостановивший свое членство в организации. Предусмотрено, что «если одно из государств-участников подвергнется агрессии, все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную». Однако нет уверенности в том, что помощь придет.
Независимая газета. 18.12.2018