Экономика на службе политики: почему Пашинян давит на российский бизнес?

Аршалуйс Мгдесян

Армянские власти под руководством «народного премьера» Никола Пашиняна в рамках масштабной борьбы с коррупцией и теневой экономикой «прицелились» и на крупный российский бизнес в Армении. Впервые в истории армяно-российских отношений после распада СССР разногласия с российской стороной (в том числе с крупным бизнесом РФ) с подачи властей закавказской республики всплывают на поверхность бурных общественных обсуждений.

Спустя месяцы после «бархатной революции» в Армении весной этого года были проведены масштабные налоговые проверки в компаниях «Газпром Армения» и ЮКЖД — армянских «дочках» ПАО «Газпром» и ОАО «РЖД». До этого армянский премьер заявил о необходимости пересмотра тарифов на газ и электроэнергию в сторону снижения, после чего по его требованию была создана специальная рабочая группа для изучения данных предложений.

После одной из своих встреч с президентом России Владимиром Путиным армянский лидер ранее заявил о необходимости снижения тарифов на импортируемый в республику российский газ. «Да, мы получаем российский газ по специальной цене, но мы желаем добиться более низкой цены», — сказал Пашинян в интервью российскому телеканалу RT, добавив, что проблема заключается в ценообразовании газа в Армении.

Принято считать, что Армения закупает российский газ на границе по льготной цене в 150 долларов за тысячу кубометров. Проблема в том, что по этой цене «Газпром» продает «голубое топливо» не конечному потребителю, а своей дочерней компании — «Газпром Армении», которая затем практически с двойной наценкой распределяет газ внутри страны ($290 для рядового конечного потребителя и $210 — для социально необеспеченных слоев населения). Для сравнения отметим, что на Украине тот же российский газ, закупаемый по реверсной схеме из ЕС, стоит порядка $260 за    1 тыс. кубометров. В Грузии же цена на энергоноситель составляет порядка $235. Здесь действуют три фирмы-поставщики газа на внутреннем рынке и тарифы разные от $190 (в Тбилиси) до $240 за (в регионах).

Хотя официальная Москва пока не спешит публично комментировать происходящее, но российские околовластные источники выражают недовольство, отмечая, что будет сложно убедить крупный бизнес РФ осуществлять инвестиции в Армении. Россия — крупнейший инвестор в армянскую экономику, объем ее инвестиций, по разным подсчетам, достигает $3 млрд.

Недавно косвенно упрекнул армянское руководство в расследовании деятельности ЮКЖД и «Газпром Армении» первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин. На заседании Лазаревского клуба в Ереване 1 декабря он подчеркнул, что даже несмотря на заявления и.о. премьер-министра Никола Пашиняна о том, что отношения между Арменией и Россией никогда прежде не были такими результативными, на практике имеет место иное — следственные мероприятия в республике в отношении двух указанных компаний.

«Потом следуют заявления об инвестициях», — заметил Затулин, добавив, что происходящие в стране процессы привели к тому, что в армяно-российских отношениях во главе угла поставлен вопрос доверия. «Если доверие в силу каких-то причин нарушено, возникает иная ситуация в России, где есть сторонники углубления отношений с Азербайджаном. И Азербайджан, чувствуя это, безусловно заинтересован в развитии отношений с Россией», — отметил российский парламентарий.

Между тем в Армении на официальном уровне заявляют, что в налоговых проверках, которые в принципе стали возможными после масштабных политических изменений в стране в апреле-мае текущего года нет политического контекста. По делу проверок в ЮКЖД налоговики пока сохраняют секретность, но что касается «Газпром Армении», Комитет государственных доходов (КГД) Армении заявляет о выявлении крупных нарушений и случаях невыполнения налоговых обязательств в особо крупных масштабах. Возбуждено уголовное дело, ведется следствие. Между тем руководство компании категорически отрицает обвинения КГД касательно обнаруженных в компании финансовых нарушений и предупреждает о рисках срыва переговоров о получении кредита в связи с обвинениями армянских властей в неуплате налогов. Будучи одним из крупнейших налогоплательщиков Армении, компания также заявляет, что действия местных налоговиков окажет негативное воздействие на инвестиционную среду в целом.

Сам Пашинян недавно признал, что налоговые проверки в ряде крупных хозяйствующих субъектов с иностранным капиталом вызвали определенное напряжение у инвесторов. «Скажу откровенно, сейчас проходит исследование по части крупных инвестиций, связанных с целым рядом крупных представителей хозсубъектов. Речь идет и об иностранных инвесторах, и эти действия вызывают некоторую обеспокоенность, напряженность в инвестиционной среде разных стран, и в России, и в США, и в Европе. Но мы интенсивно работаем, представляем наш мотив, чтобы не было этого чувства», — отметил и.о. премьер-министра.

Впрочем, несмотря на заверения руководства Армении об отсутствии каких-либо проблем в отношениях с Россией, между двумя союзными странами на деле углубляется противопоставление политических и экономических интересов. Симптомы «белоруссизации» армяно-российских отношений налицо. Проблемы не только не умалчивается, а выплескиваются на поверхность общественных обсуждений, генерируя определенные антироссийские настроения в Армении и антиармянские настроения в России. Как следствие, эти факторы вкупе с нестабильной политической ситуацией внутри Армении способствуют спаду иностранных инвестиций.

Официальные данные в этом плане не внушают оптимизма. Хотя за январь-июнь 2018 года по сравнению с тем же периодом 2017-го объем общих иностранных инвестиций в реальный сектор армянской экономики вырос на 12,7%, однако при этом объем прямых иностранных инвестиций сократился в годовом разрезе на 20,5% - до $262,1 млн. А за второй квартал этого года объем общих иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Армении сократился на 17,2%, при спаде объема прямых иностранных инвестиций на 59,5%.

Научный сотрудник Института Кавказа Грант Микаелян объясняет действия Пашиняна несколькими факторами. «Первое — это выборы, внутренняя политика. До ноября у нас все было более или менее тихо, и начались налоговые проверки ближе к выборам. Второй фактор — желание действительно бороться с коррупцией и показать результат своей работы. Ведь крупные инфраструктурные проекты в любой стране, тем более в Армении, имеют коррупционную составляющую. Другой вопрос, что каждый раз, когда Пашинян берется за дело, оказывается, что-либо все намного сложнее, либо коррупции намного меньше, чем ожидалось. Третье, „народный премьер“ поставил задачу снижения цен на газ и электроэнергию. А четвертое, можно сказать так — Пашинян хочет изменить правила игры с крупным бизнесом», — отмечает Микаелян.

«Речь не только о крупном бизнесе с российским капиталом, а иностранным капиталом в целом. Ведь в период его правления мишенью различных проверок стали единый оператор водоснабжения в Армении — компания Veolia Jur („дочка“ французской Veolia Generale des Eaux), разрабатывающее Амлусарское золотоносное месторождение ЗАО „Лидиан Армения“ (компания с американским и британским капиталовложением) и ливанская Sanitek занимающаяся сбором мусора в Ереване. Отличие российских компаний заключается в том, что они с государственным капиталом и к ним отношение стилистическое — это проверки с привлечением спецназа. Повторюсь, Пашинян хочет свои правила установить и делает это так, чтобы всем было предельно понятно», — говорит эксперт.

EADaily. 05.12.2018

Читайте также: