Власти РФ оказались не лучше инициаторов западных санкций
Анастасия Башкатова
Представители власти акцентируют внимание не на негативном, а пусть и косвенном, но оздоровительном эффекте санкций. Такой тон задает президент Владимир Путин. Но не все российские бизнесмены единодушны с чиновниками. Большинство (почти 60%) говорит о негативном влиянии санкций на экономическое положение страны. Но еще больше, чем на внешние препоны, предприниматели жалуются на внутренние трудности, среди которых высокие налоги, коррупция, а также социальное неравенство.
Подавляющее большинство – 88% – российских руководителей компаний сообщают, что вести бизнес в России в той или иной степени сложно. Причем о высокой степени сложности сказали 30% бизнес-руководителей.
Лишь около 10% бизнес-руководителей считают, что вести бизнес в РФ «скорее легко».
Распределение ответов предпринимателей на вопрос: «Оцените, пожалуйста, насколько каждая проблема мешает ведению бизнеса в России?» (от 1 – «совершенно не мешает», до 5 – «мешает очень сильно»). Источник: PricewaterhouseCoopers
Об этом свидетельствует исследование, проведенное PricewaterhouseCoopers (PwC). С середины сентября по начало ноября был проведен опрос примерно тысячи руководителей российских компаний. «Мы затронули все отрасли экономики, все сегменты бизнеса от малого до крупного. География – представлена вся Россия, восемь федеральных округов», – сообщили «НГ» в пресс-службе PwC.
«Самые сложные для ведения бизнеса сферы – строительство, розничная торговля, изыскательская, научно-производственная деятельность и IT-технологии. Так, около 94% опрошенных руководителей в каждом из данных сегментов бизнеса посетовали на то, что вести бизнес им «скорее сложно» или «очень сложно», – уточняют исследователи.
Бизнес-активность угнетают самые разные факторы. Например, санкции. Опрос показал, что далеко не во всех сферах заметен оздоровительный эффект санкций, о котором любят рассказывать российские чиновники.
Так, 59% опрошенных бизнесменов считают, что введенные против России санкции оказали негативное влияние на экономическое положение страны, при этом 15% оценивают это влияние как «крайне негативное». В разной степени позитивным влияние санкций называют примерно 20% респондентов, еще 16% считают, что санкции никак не повлияли на положение страны. Остальные не ответили.
Хотя, как пишут исследователи, в оценках влияния санкций на их собственный бизнес руководители оказались более оптимистичными. «Каждый второй (50%) опрошенный отметил, что санкции никак не повлияли на работу его компании, а каждый десятый (10%) руководитель даже отметил положительное влияние санкционного режима. Около 40% респондентов отметили негативный эффект от введения санкций, при этом 8% говорят о «крайне негативном эффекте», – сообщает PwC.
Сами исследователи считают такие результаты скорее обнадеживающими. Ведь, как замечает управляющий партнер PwC в России Игорь Лотаков, «ни через три года, ни через шесть лет каких-либо сущностных изменений в своей работе из-за санкций бизнесмены не ожидают».
Однако заметно, что многие бизнесмены вовсе не единодушны с российскими чиновниками, которые пытаются убедить общественность в косвенном оздоровительном эффекте санкций.
«Как ни странно, есть и плюсы», – заявил, например, на прошлогодней «Прямой линии» президент Владимир Путин, отвечая на вопрос про санкции.
Плюсы, по его словам, заключаются в том, что «мы вынуждены были включить мозги, таланты, сосредоточить ресурсы на ключевых направлениях, а не только пользоваться нефте- и газодолларами». «У нас реально начало расти производство в важных, сложных отраслях, – пояснял Путин. – Мы восстановили компетенцию в радиоэлектронике в значительной степени, авиастроении, ракетной области, в фармацевтике сейчас у нас идут хорошие процессы, в тяжелом машиностроении. Уже не говорю про сельское хозяйство».
В этом году, правда, стало посложнее, например, с тем же сельским хозяйством. Эксперты указывают на его низкую конкурентоспособность, и оно до сих пор не показало поражающих воображение темпов роста. Сейчас динамика сельского хозяйства даже хуже, чем до введения санкций и антисанкций (см. «НГ» от 21.11.18).
Мнение экспертов «НГ» разделилось. Многие указывают на достижения, которых без санкций могло и не быть. «Наиболее очевидный положительный эффект от антироссийских санкций проявился в сокращении внешней задолженности в экономике. В первую очередь это коснулось экспортеров (нефть и газ) и госкомпаний (включая крупнейшие банки)», – говорит главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров.
Удалось запустить национальную платежную систему «Мир», добавляет замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова. «Если бы не было санкций и опасения, что Россия будет отключена от системы SWIFT, не факт, что национальную платежную систему запустили бы в короткие сроки и запустили бы вообще», – считает эксперт.
«Санкции пошли на пользу пищевой промышленности и сельскому хозяйству, а также фармацевтике, металлургии, легкой промышленности. Например, в России случился бум сыроварения», – перечисляет вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.
Однако есть среди экспертов и скептики. «Оздоровительный эффект санкций – это чистый популизм, – считает эксперт IFC Markets Дмитрий Лукашов. – Он проявился только для отдельных компаний, например для агрохолдингов, которым под эти популистские заявления удалось получить недорогое финансирование и затем выдавить из своих ниш мелкий и средний частный бизнес». «Разговоры об импортозамещении привели к росту стоимости продуктов питания как импортных, так и отечественных. Причем поскольку номенклатура импортных товаров сократилась, а цены выросли, российские производители получили возможность использовать более дешевое сырье и одновременно повышать цены», – поясняет Лукашов.
Из некоторых комментариев экспертов следовало, что основные проблемы для бизнеса в России создают не столько инициаторы западных санкций, сколько сами российские власти.
«Проблема в том, что правительство все время переоценивает свои силы в способности перезапустить экономику. В 2015–2016 годах казалось, что это сделать вполне реально, однако существующая громоздкая система госуправления упорно тормозит многие начинания частного бизнеса», – замечает Андриевский. «К сожалению, наша способность противостоять санкциям по большому счету приводит к созданию «спящего режима». То есть стабильность имеет больший приоритет, и этим гасится возможный рост», – добавляет эксперт. И в таких условиях новые санкции обескровят российскую экономику еще больше.
Оздоровительный эффект санкций был, но сам по себе он уже иссяк, считает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «Санкции создали условия, благоприятные для импортозамещения, самостоятельного развития. То, что можно было сделать, сделано, далее требуются такие действия, которые позволят развиваться новому бизнесу», – поясняет он. «Как минимум неухудшение налоговой нагрузки и максимальное снятие административного давления на бизнес, особенно малый, – важнейшие и недорогие методы, которые могут помочь», – считает Сигал. Помогли бы также отраслевые налоговые преференции и послабления, но сейчас такая поддержка маловероятна в большом масштабе, уточняет он.
Бизнес-руководители, опрошенные специалистами PwC, тоже куда больше внимания уделяют внутренним проблемам, чем внешним ограничениям. Опрос показал, что основное препятствие для ведения бизнеса в стране – чрезмерное налогообложение. Далее следуют административные барьеры и нехватка квалифицированных кадров. Судя по опросу, недостаточная интегрированность России в мировую экономику тоже беспокоит российский бизнес, но в значительно меньшей степени.
Более того, 70% бизнес-руководителей считают, что в России высокий уровень коррупции, причем 26% называют его «очень высоким». Около 60% указали на высокий уровень экономической преступности. Примерно 80% респондентов считают социальное неравенство серьезной проблемой российского общества, причем 42% руководителей отмечают, что эта проблема стоит очень остро. Около 60% опрошенных не ожидают эффективного реформирования российских систем управления, образования и здравоохранения в ближайшие шесть лет.
При этом 60% респондентов «скорее не доверяют» и «совершенно не доверяют» действиям правительства. Но и самому бизнесу мало доверяют в обществе – на что указывают 67% опрошенных. Наконец, текущий показатель доверия представителей бизнес-сообщества друг к другу тоже находится на низком уровне, считают почти 60% опрошенных.
Независимая газета. 27.11.2018