Рогунская ГЭС: что день грядущий ей готовит?
Михаил Петрушков
Как уже сообщал «Ритм Евразии», 16 ноября с.г. осуществлен пуск ротора первой по счету гидротурбины Рогунской ГЭС. Огромный, без всякого преувеличения, успех!
Ведь на протяжении всего периода независимости Таджикистана судьба ГЭС складывалась весьма драматично. К политическим факторам – активным протестам противников ее строительства, гражданскому противостоянию и другим добавился и природный катаклизм – паводок, разрушивший верховую строительную перемычку плотины (8 мая 1993 г.). Из ирригационно-гидроэнергетического объекта ГЭС на долгие годы превратилась в объект политических торгов и споров между региональными, центральноазиатскими и мировыми геополитическими игроками.
И все же в последние годы Таджикистан медленно, но верно продолжал строить ГЭС: два года назад после нескольких экспертиз проекта, несмотря на все споры и возражения противников строительства, 29 октября 2016 года было перекрыто русло реки Вахш. Причем в мероприятии принял активное участие президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Управляя бульдозером, он произвел окончательное перекрытие реки и символично переправился на нем на другой берег.
За последние годы проделана огромная работа, причем всеми участниками строительства. Так, например, только АО «Трест Гидромонтаж» (Россия), его субподрядные организации и дочернее предприятие ООО «Центрально-Азиатский Гидромонтаж» спроектировали, изготовили и смонтировали около 32 тыс. тонн оборудования и металлоконструкций для строительных туннелей и более 3,2 тыс. тонн уникального гидромеханического оборудования.
Значит, все хорошо? Все препятствия устранены и впереди у ГЭС безоблачное будущее, спросит читатель? К сожалению, не все так просто. Приходится констатировать, что и на нынешнем этапе ее окончательная судьба до конца неизвестна. На окончательную достройку нужны колоссальные для бюджета Таджикистана финансовые средства. Эксперты называют разные цифры, одинаково непосильные для небогатой страны, – от $4 (приблизительная оценка специалистов Министерства финансов РТ) до $7 (независимые оценки) млрд.
Много неясностей и со сбытом произведенной электроэнергии, в связи с чем некоторые эксперты утверждают, что гидроагрегаты Рогунской ГЭС могут быть остановлены уже через несколько лет. Причина подобных опасений кроется в изначальном проекте самой станции. Амбициозный проект был разработан в соседнем Узбекистане, целью строительства ГЭС по задумке проектировщиков было многолетнее регулирование стока реки Вахш в интересах, прежде всего, ирригации в сельском хозяйстве Узбекской ССР.
Но с тех, советских пор многое изменилось. Водохранилище ГЭС после постройки, действительно, позволит избежать и разрушительных паводков в многоводные, и засух – в маловодные годы. Но вот распределение электроэнергии будет производиться по иным схемам, нежели те, что предусматривались четверть века назад. Согласно тому проекту, она должна была направляться в Единую энергосистему Центральной Азии, что позволяло распределять ее путем перетоков потребителям, находящимся на энергодефицитных территориях региона.
В настоящее время Единая центральноазиатская энергосистема не функционирует, энергопотребление внутри страны, даже с учетом планирующейся модернизации Таджикского алюминиевого завода и увеличения его мощностей, намного меньше проектной среднегодовой выработки Рогунской ГЭС, практически равной выработке всех электростанций страны.
Проект CASA-1000, с которым связывают самые радужные надежды на финансовое благополучие электроэнергетической отрасли в Таджикистане, даже при условии реализации даст возможность РТ экспортировать, согласно имеющимся договоренностям, только 3 млрд кВт⋅ч. И это по большому счету излишки электроэнергии, которыми уже «располагает» Таджикистан в летний период.
Однако для этого еще необходимо построить ЛЭП мощностью 500 кВ от подстанции «Датка» до «Сугд-500» (477 км), конвертерную подстанцию пропускной способностью 1300 мВт в Сангтуде, высоковольтную ЛЭП постоянного тока протяженностью 750 км от Сангтуды до Новшеры и конвертерную подстанцию пропускной способностью 1300 мВт в Новшере. Плюс договориться с потенциальными потребителями (Пакистан и Афганистан) о цене электроэнергии.
Продолжающаяся политическая нестабильность в Афганистане не вызывает иллюзий насчет «взрывного роста» афганской экономики и связанного с ним лавинообразного роста энергопотребления, что в свою очередь не позволяет сделать ставку при определении направлений будущих энергопотоков на соседнюю страну. Маниловщина, связанная с продажей электроэнергии соседнему Китаю, сталкивается с суровыми реалиями: необходимы колоссальные средства для строительства ЛЭП от Рогунской ГЭС до потребителей, находящихся в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР), особенно в условиях высокогорья Памира.
В связи с этим многие эксперты сходятся во мнении: при всем «богатстве выбора» реальный потребитель и, соответственно, покупатель электроэнергии, которую будет вырабатывать Рогунская ГЭС, работающая с проектной мощностью 3600 МВт, один, это – Узбекистан.
Согласно пресс-релизу АО «Узбекэнерго», в ходе совещания с энергетиками 3 октября с.г. президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев определил задачи по созданию дополнительных мощностей в 12,5 тыс. МВт к 2030 г. Для достижения поставленных задач, в частности, Государственному комитету по инвестициям и АО «Узбекэнерго» поручено принять меры по строительству парогазовых и газотурбинных установок мощностью 3,9 тыс. МВт. Но ведь именно к этому сроку и планируется осуществить достройку и пуск на полную мощность Рогунской ГЭС мощностью 3,6 тыс. МВт.
При достижении договоренностей между главами обеих государств станет возможным финансы, необходимые для строительства парогазовых и газотурбинных установок, расходующих невозобновляемые источники энергии, инвестировать в строительство Рогунской ГЭС. В случае если подобное соглашение будет достигнуто, в выигрыше окажутся обе страны: Узбекистан получит дешевую и, что немаловажно, «чистую» электроэнергию, а Таджикистан обеспечит бесперебойную работу и сбыт произведенной на Рогунской ГЭС электроэнергии.
Пока же это только мечты. А реалии таковы: в 2017 году из бюджета Республики Таджикистан на строительство Рогунской ГЭС потрачено $499 млн, в 2018 г. – $531 млн. И в основном это средства, полученные в результате продажи евробондов на сумму $500 млн на кабальных условиях: процентная ставка – 7,1% годовых, срок погашения – 10 лет.
Привлечение $4 млрд, необходимых для достройки ГЭС, на подобных условиях (предполагающих ежегодную выплату РТ $284 млн по процентам в дополнение к $35 млн, которые ежегодно будут выплачиваться по взятым при реализации евробондов обязательствам), неминуемо приведет экономику страны к краху.
Самый лучший выход, на наш взгляд, – создание Центральноазиатского консорциума с участием России, Китая, ЕС, США и других стран. Что, в свою очередь, позволит не только достроить Рогунскую ГЭС, но и обеспечить стабильность в регионе и дальнейшее освоение гидроэнергоресурсов Таджикистана, потенциал которых задействован, по разным оценкам, всего на 5-7%.
Но все это, возможно, будет завтра. А сегодня народ выражает искреннюю радость по поводу грандиозного успеха в новейшей истории Таджикистана, и только реалисты с замиранием сердца ждут, что «день грядущий нам готовит».
Ритм Евразии. 30.11.2018