Правительство Белоруссии опять отказалось от приватизации
Антон Ходасевич
Парламент Белоруссии одобрил программу нового правительства, назначенного президентом Александром Лукашенко в августе. Его глава Сергей Румас пообещал частному бизнесу поддержку и одинаковые с государственными предприятиями правила работы. Эксперты, однако, не верят в то, что правительство способно повлиять на экономическую политику.
Премьер-министр Сергей Румас выступил в парламенте с докладом, посвященным правительственной программе. Традиционно для Белоруссии документ содержит общие заявления о том, что будет сохранена преемственность, и не содержит никаких революционных предложений. Второй его хрестоматийный постулат, вызывающий скептическую улыбку местных аналитиков, – «повышение уровня благосостояния населения и конкурентоспособности экономики».
Наряду с такими обязательными «атрибутами» программа содержит обещание решить ключевую проблему белорусской экономики, которая, по мнению экспертов, является основной преградой для ее развития – уравнять в правах частные и государственные предприятия. Для достижения этой цели планируется разделить функции государства как собственника предприятий и регулятора их деятельности. Напомним, что это обещание из уст чиновников звучит уже давно, и даже президент Лукашенко в одном из своих недавних посланий парламенту и народу говорил об этом. Но воз и ныне там. Эксперты объясняют это внутренним нежеланием президента предоставлять предприятиям слишком много самостоятельности и независимости, так как это лишит власть политических рычагов влияния. В результате дешевые ресурсы и благоприятные условия получают не те компании, которые предлагают эффективные проекты, а те, которые принадлежат государству.
Глава белорусского правительства признал, что производительность труда в госсекторе в полтора раза ниже, чем в частном, и обещал разработать отдельный закон, который будет регулировать деятельность госсектора «с новой идеологией». Как писала «НГ» ранее, эксперты МВФ назвали нереформированный и дотируемый сектор госпредприятий главной угрозой для всей белорусской экономики, включая банковскую систему, и настоятельно рекомендовали если не приватизировать эти предприятия, то хотя бы жестче с них спрашивать.
Как следовало из сказанного Сергеем Румасом, новое правительство планирует не только сделать более жесткими условия получения государственной поддержки и сократить в ближайшие два года ее размер на 10%, но и заставить нерадивые компании возвращать эти деньги в бюджет, если проект окажется неэффективным. Что же касается приватизации, то новое правительство на нее даже не замахивается. Как заявил Румас, они попробуют ходатайствовать перед президентом о том, чтобы государство избавилось от своих пакетов акций, если они составляют 10% и менее. Однако даже в успехе этой инициативы он не уверен, так как местные власти, которым принадлежат эти пакеты, отказываться от них не хотят.
Не имея мандата на реформирование госсектора, тянущего экономику назад, правительство связывает успехи в экономике с ростом частных и иностранных инвестиций. Для этого оно обещает создать и для местных предпринимателей, и для иностранных прозрачные и самые конкурентоспособные условия работы.
Комментируя программу нового правительства, эксперты обращают внимание на три аспекта. Во-первых, ее декларативный характер. Даже если документ содержит хорошие намерения, то из него совершенно непонятно, как правительство собирается их реализовать. Во-вторых, сами якобы новые тезисы – это хорошо забытые старые. «Эта программа и не могла быть радикальной, она не могла иметь уклон в либеральную сторону, ведь еще при назначении президент поручил новому правительству выполнить те цели, которые были поставлены на Всебелорусском собрании два года назад», – говорит по этому поводу зампредседателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц. Эксперт напомнил, что предложенные несколько лет назад молодыми чиновниками либеральные реформы президент не поддержал. И, наконец, в-третьих, президент буквально на днях предупредил, что формировать экономическую стратегию и тем более менять ее правительству никто не поручал. «Придется делать все – и навоз вывозить на поля, и сеять, и убирать, и у станка стоять, и технологиями заниматься, – давал он наказ вице-премьеру Александру Турчину. – Правительство будет заниматься не только выработкой стратегии. Это, кстати, не ваша прерогатива, стратегия у нас выработана, она определяется президентом, вносится на голосование на президентских выборах и утверждается Всебелорусским народным собранием».
Сказанное президентом и дает экспертам основания говорить о том, что лучшие идеи нового правительства так и останутся невыполненными, поскольку носят стратегический характер. К тому же аналитики напоминают, что в стране скоро стартует президентская кампания, а Александр Лукашенко намерен остаться у власти. Поэтому никаких резких реформаторских движений он и сам делать не будет, и правительству не позволит.
Независимая газета. 01.11.2018