Атака клонов как ноу-хау молдавской политики
Илья Киселев
В государствах, независимость которых является достаточно условным понятием и в которых существует внешнее управление, количество политических партий не играет никакой роли и может быть практически неограниченным. Прекрасным примером, иллюстрирующим этот тезис, может служить Республика Молдова, политическая система которой насчитывает на сегодняшний день 45 официально действующих партий, из которых более или менее активными являются 25, а остальные 20 пребывают в состоянии анабиоза. Фактически эти «спящие» партии представляют собой только свидетельство о регистрации и партийную печать. Списки членов представляют собой не более чем списки людей, поставивших свою подпись для регистрации политформирования.
Такая вот партийная статистика существует при населении, едва превышающем 3 миллиона граждан, число которых стремительно убывает из-за эмиграции, по некоторым оценкам, достигающей 119 человек в день. При этом за 27 лет независимости Молдовы были зарегистрированы – ни много ни мало – еще 38 политических партий, но их политическое существование ограничилось короткими сроками в два-три года.
Казалось бы, все эти данные говорят в первую очередь о чрезвычайно высокой политизированности молдавского общества и высокой активности молдавских избирателей. Однако все не то чтобы гораздо сложнее, а просто совсем по-другому.
Причиной такого количества политических партий является то, что сами они уже давно перестали отвечать своему определению и назначению, а подавляющее большинство их превратилось в подобие ООО (обществ с ограниченной ответственностью) или SRL, как эта организационная форма бизнеса обозначается в Молдове. Активность и успех такого политического SRL зависит вовсе не от политической программы, не от числа сторонников, не от наличия авторитетных людей, поддерживающих эту партию, а в наиболее значительной степени от состояния и влияния владельца SRL.
Наиболее известным примером сказанного служит контролирующая парламент и правительство Молдовы Демократическая партия, которую, в свою очередь, контролирует и которой владеет олигарх В.Плахотнюк.
Выражение «купить партию» или «продать партию» уже давно никого не шокирует в Молдове и легко воспринимается как коммерческая сделка. При этом название одной и той же партии может меняться кардинально, как и личность ее хозяина. Общественность как само собой разумеющееся воспринимала смену «хозяев» у партии «Наш дом – Молдова» точно так же, как никого не удивил процесс превращения Крестьянской христианско-демократической партии сначала в Народную республиканскую партию, а потом в «Нашу партию» Ренато Усатого.
Вся эта перетасовка партий, их названий и лиц, стоящих во главе, приняла особенно оживленный характер в последние 9 лет, в течение которых Молдова идет по пути «евроинтеграции» и внедрения «европейских ценностей» во все сферы жизни, в том числе и в политику.
Но отдельным нюансом, можно сказать «ноу-хау», молдавской политики стало широкое использование партий-клонов в предвыборной борьбе за голоса избирателей. Эти партии выполняют роль спойлеров, единственной задачей которых является отбор голосов у тех политических сил, которые могут претендовать на прохождение в парламент и получение значительного числа депутатских мандатов. В случае успеха спойлера голоса избирателей, проголосовавших за партии, не попавшие в парламент, делятся между новыми парламентскими партиями и увеличивают их представительство.
Пожалуй, наиболее ярким и наиболее удачным примером партии-клона, с блеском исполнившей свою роль, стала Партия коммунистов-реформаторов во время участия в парламентских выборах 2014 года. Зарегистрированная незадолго до выборов, она практически копировала не только название Партии коммунистов, но и использовала схожую символику. Неудивительно, что в начале подсчета голосов эта партия-клон преодолевала 6%-ный проходной барьер в парламент. В итоге, правда, ее результат не превысил 5%, но именно столько было фактически украдено у Партии коммунистов. Ну а организаторам этой политической аферы это должно было добавить один-два депутатских мандата.
Это была довольно удачная обкатка политической технологии, которая, без сомнения, будет использоваться и на парламентских выборах, назначенных на 24 февраля 2019 года. Только в этот раз указанный метод будет использоваться не против Партии коммунистов, которую уже нет необходимости «топить». Очевидно, что на ближайших выборах все средства, все предвыборные технологии будут направлены против Партии социалистов, которая имеет реальные шансы получить по итогам выборов парламентское большинство.
Именно этим можно объяснить резко возросшую активность созвучной по названию с ПСМ Социалистической партии Молдовы, которая долгие годы пребывала в состоянии анабиоза.
Еще одним спойлером, призванным отнять голоса на левом фланге у Партии социалистов, очевидно, является партия «ШОР», названная по имени ее владельца бизнесмена Илана Шора, в настоящее время занимающего пост мэра города Оргеева. Имя этого человека во многом является одиозным в Молдове, а также в России, куда ему запрещен въезд. Илан Шор, согласно отчету, предоставленному британским детективным агентством Kroll, является владельцем компаний, через которые из банковской системы Молдовы была выведена сумма, эквивалентная миллиарду долларов США, что составляло 18% ВВП страны. Кроме того, в настоящее время в отношении Илана Шора вынесен приговор суда первой инстанции по обвинению в мошенничестве, согласно которому бизнесмен-политик приговорен к 7,5 года заключения. В настоящее время приговор обжалован в Апелляционной палате, где проходит рассмотрение апелляции.
Тем не менее это не мешает партии «ШОР» вести активную и даже агрессивную политическую деятельность. Основой ее электората являются малоимущие граждане – безработные, пенсионеры и инвалиды, которые привлекаются при помощи так называемых социальных магазинов, где они могут покупать основные продукты питания немного дешевле, чем в остальных торговых предприятиях. Люди привлекаются за счет подарков, представляющих собой продуктовые наборы с крупой, рисом, сахаром, раздача которых происходит на мероприятиях партии «ШОР». Одновременно с этим происходит наращивание потенциала СМИ, принадлежащих Илану Шору. Очевидно, что именно его партии поставлена задача отнять максимальное количество голосов у Партии социалистов.
Предстоящие выборы в парламент, возможно, продемонстрируют еще один неожиданный способ использования партий-клонов. Как заявил лидер «Нашей партии» Ренато Усатый, давно находящийся в России, он готовится пойти на выборы не одной, а двумя или даже тремя политическими партиями. По его словам, это будет сделано на случай, если одну из партий снимут с выборов. На прошлых выборах 2014 года Р.Усатый шел по спискам политической партии «Патрия-Родина», которая была зарегистрирована за три месяца до выборов. Будучи абсолютно новой и нераскрученной, эта партия пригласила Р.Усатого возглавить ее список кандидатов в роли, которая в поп-группах носит название «фронтмен».
Надо сказать, что Ренато Усатый вполне справился с этой ролью – политическая партия «Патрия», по разным оценкам, набирала до 17% голосов, но была снята с выборов за три дня до голосования. Впоследствии основания для снятия были оспорены в суде, и снятие партии с выборов признали незаконным. Позже этот факт настолько прочно стал ассоциироваться с Ренато Усатым, что даже некоторые журналисты и эксперты допускали высказывания о том, что с выборов сняли «Нашу партию», которая, на самом деле, получила свое название только год спустя.
Тем не менее по отдельным признакам можно утверждать, что партия «Патрия» вполне может оказаться тем резервным клоном, который будет использовать Р.Усатый. И хотя данный прием политической деятельности больше напоминает игру в наперстки на базаре, это абсолютно не смущает лидера «Нашей партии».
Оживление политической деятельности в предвыборный период, извлечение из глубокой гибернации полузабытых политических проектов, спешная регистрация непонятно откуда берущихся политических партий, использование партий-спойлеров – вот те признаки, которые свидетельствуют о приближении парламентских выборов в Молдове. И все это делается с одной единственной целью – максимально снизить на выборах результат Партии социалистов, пожалуй, единственной политической силы, которая будет проводить свою предвыборную кампанию на основе каждодневной работы и деятельности в интересах избирателей.
Ритм Евразии. 03.11.2018