Русский язык – ключ к получению новейших технологий для Узбекистана – эксперт
В конце прошлой недели состоялся официальный визит президента России Владимира Путина в Ташкент. По итогам двух форумов и встречи с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиеевым было подписано более 800 документов, а сумма контрактов по ним превысила $27 млрд. Эти цифры выводят Россию на первое место в списке экономических партнеров Ташкента, оставляя позади США и Китай. Подробнее об итогах визита, отношениях России и Узбекистана и значении русского языка для республики в интервью «Евразия.Эксперт» рассказала доктор политических наук, старший научный сотрудник отдела новейшей истории Института истории Академии наук Республики Узбекистан Гули Юлдашева.
- Гули Исматуллаевна, какое значение визит президента России Владимира Путина имел для Узбекистана?
- Визит президента такой крупной державы, как Россия, всегда имеет особое значение в развитии Узбекистана.
Данный визит по сути символизировал беспрецедентный шаг со стороны России, показывающий желание не только сохранить Узбекистан в зоне российских интересов в условиях антироссийских санкций и усиления активности НАТО, но и укрепить свое геополитическое присутствие в Центральной Азии.
Тем более, что в значительной мере это отвечает интересам самих стран Центральной Азии, для которых визит президента Владимира Путина означает не только содействие решению назревших и чрезвычайно затянувшихся социально-экономических и политических проблем безопасности, но и начало новой эпохи всесторонней модернизации.
При этом нельзя игнорировать и сохранение таких вызовов двусторонним отношениям, как продолжающиеся в обществах дискуссии по отдельным вопросам общей истории, и вовлечение России в острую геополитическую конкуренцию мировых держав в Центральной Азии.
- Какие факторы определяют отношения России и Узбекистана? Какие еще страны проявляют активность в регионе?
- Существенную роль играет и определенная слабость российской экономики, недостаточность ресурсов по сравнению с такими глобальными державами, как США и Китай. Вовсе не случайно в этой связи появление в преддверии визита алармистских взглядов о потере Россией своих позиций в Узбекистане. Так, из опубликованной статистики следует, что 28% от всего объема прямых инвестиций в объеме $4,3 млрд, поступивших в Узбекистан в первом квартале 2018 г., приходятся на долю США. Доля России – всего 6%.
В этой связи некоторые задаются вопросом: так ли необходимо сближение Узбекистана с Россией, в какой степени это отвечает нашим интересам? Несколько фактов по этому поводу.
Во-первых, нам следует помнить о географической близости, объективно предопределяющей взаимопроникновение и частичную ассимиляцию народов. В частности, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., узбеки в России составляли 0,2 % населения страны, по другим оценкам их численность уже тогда достигла более 2 млн человек, а в последнее время возросла почти вдвое. Следует учесть также огромное количество смешанных браков еще со времен Советского Союза и привлекательность России в качестве основного зарубежного рынка труда для почти 3 млн трудовых мигрантов.
Во-вторых, существуют общие проблемы безопасности, связанные с ситуацией на Ближнем Востоке, Южной и Центральной Азии (терроризм, наркотики и пр.), что можно решить лишь коллективными усилиями прежде всего региональных государств с близкой политической культурой и взаимодополняемыми доступными ресурсами. В этом смысле у России большое преимущество в плане исторических контактов и связей с регионом, опытом совместного проживания и знания традиций. Тем более, что опыт западного проникновения в регион (англо-российская «Большая Игра» и современные реалии Афганистана) уже достаточно продемонстрировал трудности взаимодействия территориально далеких друг от друга государств с разнородной политической культурой, предпочтениями и интересами. Сегодня более востребованным поэтому является прагматичное сочетание и взаимодействие региональных и глобальных сил, где Россия играла бы существенную, достойную ее статуса, сил и возможностей роль в вопросах урегулирования общерегиональных проблем.
В-третьих, что не менее важно, двустороннее партнерство создает благоприятную почву для реализации приоритетных интересов обеспечения выходов Узбекистана к морям (коридоры Север-Юг, Баку-Тбилиси-Карс и др. с участием России), вовлеченности обеих стран в мировую торговлю и экономическое развитие. Тем самым создается почва для урегулирования большинства схожих социально-экономических проблем развития, с которыми неизбежно сталкиваются все переходные государства в своем развитии. Россия и Узбекистан не являются исключениями.
- Какие результаты были достигнуты по итогам визита Владимира Путина в Ташкент?
- Взаимное притяжение двух стран дает свои результаты.
По итогам визита российского президента Владимира Путина в Ташкент подписано свыше 800 документов на общую сумму более $27 млрд, запланировано к реализации в последующие 2 года 14 отраслевых проектов с участием российских компаний на общую сумму $9,8 млрд. Стороны намерены в ближайшие годы довести объем взаимной торговли до $10 млрд.
Среди принятых документов стоит отметить Программу экономического сотрудничества на 2019-2024 гг., Программу сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере на 2019-2021 гг., «Дорожную карту» по созданию Международной радиоастрономической обсерватории «Суффа», Соглашение о создании и функционировании филиалов ведущих вузов России в Узбекистане, Соглашение о сотрудничестве между Национальной гвардией Республики Узбекистан и Федеральной службой войск Национальной гвардии Российской Федерации.
В рамках визита также проведено еще одно важное мероприятие – первый Межрегиональный форум, который станет площадкой для установления и развития прямых контактов между регионами Узбекистана и России. И поистине «гвоздем» встречи стал старт проекта строительства «Росатомом» первой узбекской атомной электростанции.
Таким образом, итоги визита просто впечатляющие. Остается надеяться, что они принесут позитивные плоды уже в скором будущем.
- Достигнута договоренность о строительстве АЭС в Узбекистане. Как вы оцениваете перспективы развития энергетики и инфраструктуры в этой связи? Какие возможности откроются перед Узбекистаном в перспективе?
- Бесспорно, соглашение о строительстве АЭС выгодно обеим сторонам: России за строительство станции заплатят (ориентировочно свыше $10 млрд), а Узбекистан увеличит добычу урана, получит дешевую электроэнергию и, к тому же, часть «сырья» для ядерного топлива будет продавать России.
АЭС станет мощным стимулом для интенсивного развития всех отраслей экономики и многих отраслей науки Узбекистана.
Однако процесс реализации проекта и связанные с этим экологические и политические издержки вызывают сомнения. Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, с какими трудностями, прежде всего кадровыми, столкнется проект. На подготовку дееспособных местных профессионалов в этой сфере, способных самим возглавить весь процесс, уйдет, как минимум, 10-15 лет. Тем не менее в случае осторожной и сбалансированной политики в этой области страна, разумеется, может во многом выиграть от использования атомной энергии.
- Как в Узбекистане оценивают сотрудничество с ЕАЭС? На ваш взгляд, возможно ли подписание договора о создании свободной торговой зоны между Узбекистаном и ЕАЭС?
- Отражением оценок большинства населения Узбекистана к подобным организациям являются основополагающие принципы внешнеполитической концепции страны. Наиболее важным с точки зрения национальной безопасности является принцип сбалансированной равноудаленности от мировых центров сил. Не менее важным является принцип отказа от участия в многосторонних интеграционных объединениях и упор на двусторонние связи (военно-технические, экономические и другие).
При всем интересе к экономическому партнерству с РФ для Узбекистана по-прежнему приоритетными являются задачи защиты собственного рынка и отечественного производителя. Более того, сомнительно, чтобы новая администрация была заинтересована в передаче своих национальных полномочий на наднациональный уровень, что предполагает участие в ЕАЭС.
Система взаимных преференций, о которых договорились при присоединении Узбекистана к Зоне свободной торговли СНГ, пока вполне устраивает Ташкент.
В 2013 г. был подписан Протокол о применении Договора о зоне свободной торговли между его сторонами и Республикой Узбекистан. Протокол вступил в силу 16 мая 2014 г. Сегодня, очевидно, речь может идти лишь о статусе наблюдателя в ЕАЭС.
- Руководитель Федерального агентства по делам СНГ и соотечественников, проживающих за рубежом, Элеонора Митрофанова отметила, что Узбекистан создаст структуру, аналогичную Россотрудничеству. Что вы думаете об этом? Как вы это оцениваете?
- Создание в Узбекистане структуры, аналогичной Россотрудничеству, считаю очень своевременным и нужным.
Последние десятилетия вновь подтвердили тот факт, что знание русского языка является для региона ключом к получению современных знаний и усвоению новейших технологий, своеобразным «мостиком» в познании других языков и культур, условием прогрессивного развития страны.
Текущее кризисное состояние науки и образования частично связано с забвением этого факта и ослаблением позиций русского языка в стране.
В этом плане гуманитарно-культурные проекты, предусматривающие помощь в изучении русского языка в Узбекистане, просто необходимы. Сохранение языка и культурного наследия русских, проживающих в Узбекистане, помощь русскоязычным школам и кафедрам в республике, программы обучения русскому языку трудовых мигрантов в целом облегчат межнациональное взаимопонимание, содействуя тем самым сохранению социальной стабильности в обеих странах, окажут неоценимую помощь в повышении научно-образовательного уровня местного населения, в подготовке необходимых кадров по всем отраслям знаний.
Важно лишь соблюсти при этом межязыковой баланс, чтобы не вытеснить сам узбекский язык из сферы науки и образования, официального делопроизводства.
Евразия.Эксперт. 23.10.2018