Россия возобновит закупку туркменского газа
Виктория Панфилова
«Газпром» начинает переговоры с Ашхабадом по возобновлению закупок туркменского газа. Туркменскую столицу посетила делегация российских энергетиков во главе с председателем правления ПАО «Газпром» Алексеем Миллером. Наблюдатели отметили, что это его первый визит в Ашхабад. Цену и объемы закупок пока не называют. Но как стало известно «НГ», речь идет о 3 млрд куб. м газа в год. России туркменский газ интересен только как инструмент – в обмен на внешнеэкономические и внешнеполитические уступки Туркменистана.
«До конца текущего года начнутся конкретные и предметные переговоры по возобновлению закупок туркменского газа». Об этом заявил председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер в интервью туркменскому телеканалу «Ватан». Глава российской газовой корпорации обсудил с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым вопросы сотрудничества. Миллер сообщил, что в России знают «о больших возможностях Туркменистана» и отмечают растущие рынки, на которые традиционно поставляется газ. «Конъюнктура сейчас очень и очень хорошая», – подчеркнул глава «Газпрома». Более точные параметры – объем поставок и прочие технические вопросы – будут обсуждаться в ближайшее время, чтобы начать закупки уже с будущего года.
В составе делегации Ашхабад посетил глава аппарата правительства РФ Константин Чуйченко. Его хорошо знают в Туркменистане. В свое время он был в команде Дмитрия Медведева и курировал поставки туркменского газа в Украину. В интервью Туркменскому государственному агентству Чуйченко отметил, что в конце нынешнего года истекает так называемая коммерческая пауза «Газпрома» и нужно принимать решение. О том, что «Газпром» может вернуться в Туркменистан, «НГ» уже сообщала (см. номер от 30.07.18). Российский чиновник напомнил, что в настоящее время действует межправительственное соглашение между РФ и Туркменистаном о сотрудничестве в газовой сфере до 2028 года и контракт с аналогичным сроком, подписанный в апреле 2003 года. Этот документ тогда назвали «люди в обмен на газ» – среди подписанных документов был договор о прекращении действия соглашения о двойном гражданстве.
По мнению эксперта по Центральной Азии и Среднему Востоку Александра Князева, России туркменский газ интересен только как инструмент – в обмен на внешнеэкономические и внешнеполитические уступки Туркменистана. В частности, это стремление России контролировать сферу безопасности на туркменском направлении, включая и каспийское. Речь необязательно идет о военном присутствии РФ на территории Туркменистана, это могут быть группы советников и наблюдателей, это может быть координация деятельности силовых структур и спецслужб, правоохранительных органов, обмен информацией.
Накануне визита российской делегации в Ашхабад Бердымухамедов переговорил по телефону с Владимиром Путиным. По официальной информации, он поздравил его с днем рождения и обсудил актуальные вопросы. В августе лидеры двух стран встречались в Актау на полях Каспийского саммита и в Сочи. В Бочаров Ручей аркадаг (титул туркменского президента. – «НГ») приезжал за поддержкой. На кону – сохранение стабильности в Туркменистане. Однако о чем говорили главы двух государств, осталось неизвестным.
Одновременно Бердымухамедов вел переговоры с США. И преуспел на этом направлении. «США предложили Ашхабаду подключиться к транзиту американских грузов, как это сделал уже Казахстан. Если у Астаны много обязательств перед Россией, то у Ашхабада руки развязаны. С самого начала маршрут через Казахстан был неустойчив. Туркменистан в этом отношении привлекательней. Во-первых, в прикаспийском городе Туркменбаши заработал новый мультимодальный морской порт. Во-вторых, путь через Туркменистан в Афганистан в два раза короче, чем через Казахстан и Узбекистан. Плюс Туркменистан имеет две точки входа в Афганистан по железной дороге – через Серхедабад (Кушку) и на востоке страны – через пропускной пункт Имам-мазар. В Ашхабаде серьезно рассматривали этот вариант и выставили ряд встречных условий – требование об охране строительства и последующей работе TAPI (газопровода Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия) на территории Афганистана», – сказал «НГ» эксперт из Ашхабада Сердар Айтаков. По словам эксперта, американцы рассматривали вариант создания консорциума с приобретением туркменского газа на восточном берегу Каспия и транспортировкой его в Европу. Тем самым американский бизнес выходил бы на европейский рынок с трубопроводным газом с Востока.
«О планах Ашхабада стало известно в Кремле. Москва сделала первый публичный шаг. Речь об этом с Бердымухамедовым шла на закрытой встрече в Сочи», – отметил эксперт. Он считает, что «решением о покупке туркменского газа Путин просто перечеркивает намерения по строительству Транскаспийского трубопровода и препятствует появлению на Каспии игроков из третьих стран и регионов». «Плюс Москва берет или может взять под контроль тот самый транзит американских грузов в Афганистан. Это даст дополнительные козыри в диалоге с американцами и создает прецедент для торга в других регионах», – подчеркнул туркменский эксперт.
По мнению российского политолога Аркадия Дубнова, Россия вынуждена делать шаги с тем, чтобы нивелировать результаты конвенции, которая формально позволяет Ашхабаду начать игру со строительством Транскаспийского трубопровода. «Возможно, будут создаваться какие-то плацдармы или консорциумы, поскольку подписанного 20 июля протокола, касающегося предотвращения экологического воздействия на Каспий, недостаточно. Есть реальная возможность заинтересовать Бердымухамедова. У вас проблемы, мы вам поможем. И внезапно в Ашхабаде высаживается весьма высокопоставленная российская делегация во главе с Миллером. Россия протягивает руку помощи туркменам. Тем самым демонстрирует Бердымухамедову, что его близкие друзья не там, за океаном, а здесь – в Москве. Россия также может помочь в защите рубежей, если это потребуется», – сказал «НГ» Аркадий Дубнов. Эксперт отметил, что не случайно после переговоров в Сочи не было официальных комментариев, хотя теперь стало понятно, что принципиальная договоренность о возобновлении закупок была принята именно там. «Теперь Бердымухамедов может объяснить визит делегации «Газпрома» интересом России к Туркменистану», – считает Дубнов.
Туркменский же интерес к России состоит в быстром получении денег. Пусть и небольших. «После неудачных выходок Бердымухамедова Китай резко снизил режим благоприятствования. За экспорт газа «чистыми» туркменские власти получают от Пекина около 60 долл. за тыс. куб. м газа. Россияне будут платить не намного больше, да, это так, но деньги нужны позарез – уже ощущается кризис, особенно на периферии. Кроме этого, Россия может гарантировать безопасность и будет готова принять преемника. А беспорядки возможны, стихийные или подготовленные заранее. Не исключены оба варианта, как и возможность дворцового переворота, причем он может быть спровоцирован неприятием частью офицерского состава беспредела, который устраивают родственники Бердымухамедова – мужья и дети его сестер», – сказал Сердар Айтаков.
Независимая газета. 10.10.2018