Рахмон нашел национальную идею
Виктория Панфилова
Запуск первой турбины Рогунской ГЭС в Таджикистане состоится 16 ноября и будет приурочен к празднованию Дня президента страны. Строительство самой крупной в Центральной Азии гидроэлектростанции возведено в ранг национальной идеи, и курирует его лично глава государства – Эмомали Рахмон. Глава государства неоднократно обещал, что с запуском Рогуна для Таджикистана наступят светлые времена.
Гала-концерт и театрализованное представление, а также бесплатное посещение парков будут организованы для горожан в честь запуска агрегата Рогуна, сообщило издание «Азия-плюс». По всей видимости, это станет компенсацией населению за приобретенные в добровольно-принудительном порядке акции Рогунской ГЭС, за которые власть пыталась выручить деньги для строительства этого объекта. Рогун по проекту – самая крупная ГЭС в Центральной Азии. С его запуском Таджикистан – самая бедная страна региона – станет крупнейшим производителем и продавцом электроэнергии. Он обеспечит дешевым электричеством Афганистан, Пакистан и Индию.
Напомним, что строительство станции началось еще в 1976 году, но после распада СССР и последующей гражданской войны в Таджикистане было заморожено. В 2004 году Таджикистан подписал соглашение с РУСАЛом о достройке Рогуна. Но стороны не сошлись в вопросе долевого участия, а также высоты и типа плотины, и в 2007 году соглашение было расторгнуто. Таджикистан объявил о продолжении строительства ГЭС собственными силами, однако привлечь инвесторов в спорный проект не удалось. Тогда же было объявлено о продаже акций номиналом 100, 500, 1000 и 5000 сомони (сомони – национальная валюта Таджикистана, по сегоднешнему курсу 1 сомони – 9,4 долл.). Собранных денег было явно недостаточно, тогда после получения положительной экспертизы Всемирного банка (ВБ) Душанбе объявил международный тендер на выполнение строительных работ общей стоимостью 3,9 млрд долл. Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития от финансирования проекта отказались, а победителем тендера стала итальянская компания Salini Impregilo S.p.A. Деньги на строительство были собраны за счет продажи евробондов, первоначальная выручка которых составила 500 млн долл. Практика продажи евробондов, по всей видимости, будет продолжена, поскольку желающих вложиться в проект по-прежнему нет.
Всего на Рогуне планируется установить шесть турбин, проектная мощность каждой – 600 МВт. Второй агрегат будет запущен в апреле 2019 года. По официальной информации, на первом этапе их мощность будет снижена до 100 МВт. Однако специалисты считают, что турбины будут остановлены года на три-четыре, до тех пор, пока наполнится водохранилище. Одновременно продолжатся работы по возведению плотины, высота которой составит 335 м.
Андрей Захватов – эксперт по странам Центральной Азии – считает, что пуск первого агрегата Рогунской ГЭС можно и нужно рассматривать с двух точек зрения – как политическое событие и как обычный, плановый ввод в действие инженерного сооружения. «С инженерной точки зрения пуск запланирован при неполном заполнении водохранилища и нерасчетном напоре воды, поэтому характер работы гидротурбины в этих условиях может отличаться от плановых параметров. Ничего страшного в этом нет, поскольку пуск первого агрегата задолго до возведения плотины на полную высоту задается проектом и при возведении высоких плотин является обычной мировой практикой. При принятии решения на пуск первого агрегата в этих условиях генеральный проектировщик либо проводит математическое моделирование работы турбины, либо испытывает ее работу на уменьшенной копии, либо предусматривает сменные турбины с параметрами, соответствующими промежуточному напору. После пуска мощность первого агрегата с низким КПД будет в разы меньше расчетной мощности, поэтому возможные плановые остановки агрегата в течение начального срока его опытной эксплуатации и натурных испытаний также можно будет считать обычным делом», – сказал «НГ» Захватов. Что же касается политической составляющей, то, как считает эксперт, пуск первого агрегата Рогунской ГЭС войдет в историю как неоспоримый успех независимого Таджикистана и личное достижение президента Эмомали Рахмона, обеспечившего этот успех.
По мнению заведующего отделом Средней Азии и Казахстана Андрея Грозина, идея строительства Рогуна стараниями официальных пропагандистов и СМИ превращена в национальную идею. «У населения сформировали представление о том, что как только ГЭС будет построена, ситуация в Таджикистане сразу улучшится. С одной стороны, для Эмомали Рахмона это хорошо: воплощается в жизнь идея, о которой говорил столько лет. Это демонстрация успеха. Целеустремленность лидера, который ведет страну в светлое будущее. Но с другой стороны – плохо, поскольку два агрегата ситуацию в стране к лучшему не изменят. На заполнение водохранилища Рогунской ГЭС уйдет 12–15 лет. И здесь есть нюанс: для того чтобы набрать воду для Рогунской ГЭС, нужно ограничивать поступление воды в Нурекское водохранилище», – сказал «НГ» Грозин. А Нурекская ГЭС обеспечивает электроэнергией практически весь Таджикистан. Это значит, что в стране могут возникнуть новые проблемы с обеспечением населения электроэнергией.
Кроме этого, даже если Таджикистану и удастся запустить две турбины на Рогунской ГЭС, то работать в ближайшие годы они не будут. Нет инфраструктуры – линий электропередач (ЛЭП) для поставок электричества хоть внутри страны, хоть на продажу за рубеж. Афганистан и Пакистан, как основные потребители центральноазиатской электроэнергии, де-факто отказались от покупки электричества. «Есть ли смысл поставлять электроэнергию в Индию, которая является участником проекта CASA-1000? Впрочем, к этому проекту тоже есть вопросы. Можно попробовать договориться воссоздать Центральноазиатское энергетическое кольцо. Но дело в том, что Казахстан обходится своими силами, Узбекистан готовится к строительству АЭС совместно с Россией. Получается, что большого смысла, кроме имиджевого, в Рогунской ГЭС нет», – считает эксперт.
Независимая газета. 22.10.2018