Новые антироссийские санкции ударят по европейской энергетике
Петр Искендеров, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН
Намеченное на ноябрь ужесточение американских санкций против России вызывает растущую озабоченность со стороны международных деловых кругов. В первую очередь это относится к европейцам и к тем экономическим областям, в которых прослеживается максимальная взаимозависимость ключевых мировых игроков - в том числе в энергетике.
Наиболее жестко против намерения администрации США ввести ограничения в отношении российских компаний «Роснефть», «Газпром» и «ЛУКОЙЛ», аналогичные введенным в апреле текущего года санкциям против UC Rusal, высказался глава BP Боб Дадли. Данной компании принадлежат 19,75% акций «Роснефти», и она является крупнейшим частным акционером этой российской компании[1].
По мнению Боба Дадли, в случае подобного ужесточения американских санкций энергосистему Европы ожидает крах. «Я не думаю, что это случится. Если на "Роснефть", "Газпром" или "ЛУКОЙЛ" наложить санкции вроде тех, что случились с Rusal, вы фактически отключите энергетические системы Европы, а это уже чуть-чуть слишком», - заявил он, выступая на проходившей в Лондоне конференции Oil&Money 2018.
Боб Дадли не понаслышке знаком с современными реалиями и перспективными возможностями российских компаний. Его BP и «Роснефть» активно развивают совместные проекты. В 2015 году BP купила 20% в Среднеботуобинском месторождении в Восточной Сибири и одновременно занимается разведкой в рамках совместного предприятия с «Роснефтью» «Ермак Нефтегаз»[3].
Согласно имеющейся информации, доля в российской компании обеспечивает треть совокупной добычи British Petroleum. «В целом мы считаем «Роснефть» очень хорошим партнером BP», - подчеркнул сам Боб Дадли в интервью американскому агентству деловых новостей The Bloomberg.
В настоящее время Конгресс США одновременно рассматривает два пакета антироссийских санкций. В случае т.н. «выявления попыток России повлиять на ход выборов в США» Белый дом должен заблокировать средства крупнейших российских банков - в том числе Сбербанка, ВТБ и Внешэкономбанка - и энергетических компаний. Среди последних упоминаются, в частности, «Газпром», «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ».
Прогноз главы BP в отношении грядущего кризиса в европейской энергетике в случае принятия Конгрессом США новых санкционных пакетов в целом совпадает с настроениями, укрепляющимися в Европе. Недавно по данному вопросу высказался Восточный комитет германской экономики (Ost-Ausschuss der Deutschen Wirtschaft e. V.), представляющий интересы порядка 350 немецких компаний и ассоциаций, действующих на рынках России, других республик бывшего СССР, а также стран Юго-Восточной Европы. Управляющий директор организации Михаэль Хармс заявил, что бизнес в Евросоюзе не должен страдать из-за сотрудничества с Россией. Согласно обнародованным в Германии данным, по состоянию на март текущего года западные санкции и российские контрсанкции «негативно отразились» на работе более 70% германских компаний. При этом, согласно исследованию, проведенному вышеуказанной организацией, 94% этих компаний хотели бы ослабления существующего санкционного режима в отношении России. Восточный комитет германской экономики выразил «огромную обеспокоенность» в связи с возможностью введения США новых санкций против России, а также против европейских компаний, реализующих совместные проекты с Москвой – в том числе по строительству газопровода «Северный поток–2».
«Мы считаем, что любые попытки придать формату реализации санкций экстерриториальный характер недопустимы и противоречат международному законодательству», - заявил в этой связи Михаэль Хармс. Он считает неприемлемым введение санкций против европейского бизнеса за то, что он сотрудничает с Россией[4].
Аналогичную позицию занимает руководство французской энергетической компании Total, реализующей важные для обеспечения энергобезопасности Европы проекты в России – в том числе в сфере производства сжиженного природного газа (СПГ). Кроме того, глава компании Патрик Пуянне в интервью французскому изданию Capital поставил под сомнение саму эффективность антироссийских санкций – иными словами, ключевой фактор, вызвавший их введение: «Я думаю, что санкции неэффективны. Их эффект приводит к тому, что лидеры объединяют людей вокруг себя, а не меняют собственную политику»[5].
«Бизнес большинства стран Европы - Чехии, Франции, Германии, Испании - полагает, что санкций быть не должно, надо как можно быстрее их снимать. Кто-то считает, что это должно происходить постепенно, но бизнес думает иначе», - констатирует в этой связи президент ассоциации итальянского бизнеса в России Confindustria Russia Эрнесто Ферленги, также являющийся убежденным противником санкций. «Каждый потерянный день - это возможности для наших конкурентов, особенно азиатских стран. У них огромные возможности, особенно у китайцев, для вкладывания денег в различные проекты. Они становятся более конкурентоспособными за счет сильного финансового ресурса», - подчеркивает итальянский бизнесмен[6].
Показательно, что наиболее критическую позицию в отношении продолжения и тем более ужесточения санкционного давления на Россию занимают страны и компании, от которых напрямую зависит стабильность на европейском энергетическом рынке – в частности, представляющие Германию и Австрию. Венская газета Der Standard в этой связи ссылается на успешную деятельность австрийского энергетического концерна OMV: «OMV делает ставку на Россию, с руководством которой глава концерна Зеле поддерживает хорошие отношения. Немцу удалось добиться для концерна с государственным участием того, что ему уже удавалось на посту главы «дочки» немецкой компании BASF Wintershall - участия в разработке крупного газового месторождения Сибири – Уренгойского». «И в отношении второго крупного проекта - строительства трубопровода «Северный поток-2» из Германии в Россию через Балтийское море - Зеле пользуется политической поддержкой», - подчеркивает издание[7].
Планируя ввести санкции против ведущих российских энергетических компаний, тесно сотрудничающих с европейским бизнесом, администрация Дональда Трампа фактически пытается при помощи национальных законодательных актов обеспечить финансово-экономические интересы США в Европе. Согласно имеющейся информации, одним из факторов ужесточения санкционного давления являются наблюдаемые в настоящее время позитивные тенденции в реализации российских проектов в особо чувствительных для американцев сферах – экспорте трубопроводного газа и производстве СПГ.
В том, что касается поставок российского газа в Европу, – которые в Вашингтоне рассматривают в качестве прямого конкурента собственному сжиженному природному газу – то в текущем году ПАО «Газпром» имеет возможность впервые после 2011 года выйти на уровень годовой добычи свыше 500 млрд кубометров газа. При этом годовой экспорт в страны дальнего зарубежья способен установить новый рекорд и превысить 200 млрд кубометров[8].
Одновременно работающая преимущественно в сфере СПГ российская компания ПАО «НОВАТЭК» сообщила об открытии в Арктике, на Северо-Обском лицензионном участке в акватории Обской губы, шельфового газоконденсатного месторождения с запасами не менее 320 млрд кубометров. Оно способно стать ресурсной базой для третьего по счету завода компании по производству сжиженного природного газа – «Арктик СПГ–3». «Открытие нового месторождения – важная отправная точка для старта одного из наших будущих арктических СПГ-проектов. По размеру запасов Северо-Обское месторождение относится к уникальным. Его выгодное географическое расположение, огромная ресурсная база и накопленный нами опыт позволяют говорить о хороших предпосылках для успешной реализации нового СПГ-проекта», - сообщил председатель правления ПАО «НОВАТЭК» Леонид Михельсон[9].
Компания рассчитывает к 2030 году довести производство СПГ до 57 млн тонн в год, а при освоении дополнительных ресурсов – до 70 млн тонн[10]. Это позволит России успешно конкурировать с нынешним ведущим мировым производителем СПГ – Катаром – оставив далеко позади США.
Успешная реализация российских энергетических проектов и расширение сотрудничества России с европейскими компаниями в этой и других ведущих экономических сферах представляют в глазах администрации президента США Дональда Трампа и конгрессменов ключевую угрозу для американских бизнес-интересов. Именно данный фактор лежит в основе «санкционной» политики Вашингтона – на что, очевидно, обращают все большее внимание сами европейцы.
_______________________
[1]. https://www.rosneft.ru/governance/corpboard/item/806/
[4]. https://www.rbc.ru/politics/09/08/2018/5b6c57d59a7947e1ecc92d1f
[6]. https://www.rbc.ru/economics/10/10/2018/5bbdc07e9a79479ea716a5f1
[8]. https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/10/03/782682-dobicha-gazproma
[9]. http://www.novatek.ru/ru/press/releases/index.php?id_4=2727
[10]. https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/10/10/783344-novatek-nashel-gaz
Международная жизнь. 17.10.2018