«Газпром» нацелился на китайские пики
Юрий Барсуков
Глава «Газпрома» Алексей Миллер впервые публично подтвердил давно существовавшие в отрасли предположения, что наиболее вероятным следующим контрактом на поставку российского газа в Китай станет увеличение мощности «Силы Сибири». По данным “Ъ”, обсуждается увеличение поставок на 6 млрд кубометров за счет роста добычи на Ковыктинском месторождении. Основной вопрос связан с тем, будет ли этот газ идти на условиях основного контракта на 38 млрд кубометров в год, либо он будет использован только для покрытия пиков спроса зимой. В последнем случае «Газпром» может настаивать на увеличении цены, считают аналитики.
Китай нуждается в инструменте покрытия сезонных пиков потребления газа на севере страны, и «самый быстрый и эффективный путь — это увеличение поставок по газопроводу ''Сила Сибири''», заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер на Петербургском газовом форуме. По его словам, речь идет о собственном газе «Газпрома» в Восточной Сибири в объеме 5–10 млрд кубометров в год дополнительно к основному контракту, заключенному в 2014 году, на 38 млрд кубометров в год.
Газпром впервые публично говорит о возможности расширения «Силы Сибири» в ближайшем будущем, а не в отдаленной перспективе (в принципе предусматривается рост мощности до 68 млрд кубометров).
Более того, теперь этот вариант называется более быстрым способом поставки дополнительных объемов топлива в Китай по сравнению с давно и безуспешно обсуждаемым «западным маршрутом» через Алтай и газопроводом с Дальнего Востока. Такого мнения придерживаются и собеседники “Ъ” в отрасли. Господин Миллер отметил, что интерес Китая к дополнительным объемам газа из России возрос по итогам прошедшей зимы. Тогда Туркмения, основной поставщик газа для Северо-Западного Китая, не только не смогла нарастить поставки, но и срезала их из-за необходимости покрывать увеличившееся внутреннее потребление.
Другая причина интереса Китая к гибким объемам из России заключается в том, что программа строительства подземных хранилищ в стране (в том числе под покрытие суточных пиков газом «Силы Сибири») сильно отстает от графика. Три перспективные площади под ПХГ, которые CNPC совместно с «Газпромом» изучает в Китае, имеют многочисленные сложности (сложная геология, нет гарантий герметичности резервуара) и не будут быстро обустроены. Фактически единственным источником покрытия пиков спроса для КНР остается покупка сжиженного газа. Но спотовые цены на СПГ будущей зимой при текущей высокой стоимости нефти становятся не слишком привлекательными — порядка $450 за 1 тыс. кубометров.
По данным “Ъ”, «Газпром» рассматривает увеличение поставок в Китай на базе Ковыктинского месторождения. Полка добычи на нем сейчас установлена в 25 млрд кубометров в год, но фактически она была искусственно снижена с 35 млрд кубометров в первоначальном проекте. Однако ограничителем объема поставок в краткосрочной перспективе является не объем добычи, а мощности по переработке восточносибирского газа, богатого этаном и гелием, на Амурском ГПЗ. Этот завод сейчас строится в расчете на 42 млрд кубометров сырого газа на входе, что позволяет получить 38 млрд кубометров товарного газа на выходе для экспорта в КНР и 2,5 млн тонн этана для поставок на будущий Амурский ГХК СИБУРа для переработки в полиэтилен. «Газпром» изначально запроектировал расширение мощности ГПЗ до 48 млрд кубометров, что позволит увеличить поставки в КНР примерно на 6 млрд кубометров. Кроме того, как правило, мощности по переработке газа можно оптимизировать под более высокий выпуск, говорят собеседники “Ъ”.
Стоимость еще одной линии Амурского ГПЗ может составить 9–12 млрд руб., если «Газпром» решит извлекать из газа только 40% этана, и будет примерно на 4 млрд руб. больше, если компания решит извлекать весь этан, говорит Андрей Костин из Rupec. Возможности по извлечению гелия будут зависеть от того, рассчитан ли был гелиевый блок ГПЗ на дополнительную очередь. По мнению эксперта, производство дополнительного этана не должно создать сложности для ГХК и перепроектирование не потребуется. Собеседник “Ъ” в отрасли оценивает расходы на транспортировку дополнительного газа с Ковыкты в схожую сумму, отмечая, что основная линейная часть «Силы Сибири» уже будет проложена и речь пойдет лишь об увеличении мощности компрессорных станций.
Ключевой вопрос, который на данный момент не решен,— на каких условиях может быть поставлен дополнительный газ.
В основном контракте на 38 млрд кубометров уровень take-or-pay составляет 80%. Но поскольку в данном случае речь идет о покрытии пиков, Китай может быть не заинтересован соглашаться на высокий уровень обязательного отбора, поскольку летом этот газ ему может не потребоваться, а запасать его негде. Но и «Газпрому» невыгодно использовать инфраструктуру только зимой, компания может потребовать более высокую цену за гибкость поставок, считает Алексей Гривач из ФНЭБ. Он полагает, что в условиях, когда единственным источником гибкости для Китая остается СПГ, «Газпром» может ориентироваться в переговорах именно на эти ценовые уровни.
Коммерсант. 04.10.2018