ЕС на Балканах начинает и пока проигрывает
Олег Бондаренко, директор Фонда прогрессивной политики
Начало октября на Балканах выдалось очень насыщенным. Провалившийся из-за низкой явки референдум в Македонии о смене названия страны (на Северную Македонию), равно как и состоявшиеся в Боснии и Герцеговине всеобщие выборы оказали немалое влияние на объявленный в конце прошлого года Брюсселем процесс евроинтеграции Западных Балкан. И влияние преимущественно негативное.
Такого количества высокопоставленных европейских и американских политиков, которое прилетело в Скопье накануне намеченного на 30 сентября референдума, эта страна не видела никогда в своей истории. Канцлер Германии Ангела Меркель, еврокомиссар по внешней политике Федерика Могерини, глава Пентагона Джеймс Меттис, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг и канцлер Австрии Себастьян Курц – за одну неделю до референдума все эти люди прилетели рассказать македонцам, насколько важно им принять другое название страны, после чего Греция даст зеленый свет на присоединение Македонии к НАТО и ЕС. Но не тут-то было. Взращиваемые с 1991 года в духе прямых наследников истории и носителей традиций Александра Македонского македонцы проигнорировали референдум, который, согласно Конституции, мог быть признан состоявшимся только в случае явки на него более 50% граждан. Поэтому, когда стало понятно, что до 50% никак не дотянуть, начали говорить о том, что и 40% будет достаточно, а референдум тут же был именован рекомендательным. Результат явки в 36% (оппозиция бойкотировала проведение плебисцита) оказался неприятной новостью для ЕС. Теперь решение о переименовании страны премьер-министр Зоран Заев будет пытаться провести через парламент, для этого ему будет нужно заручиться поддержкой более двух третей депутатов, что сделать, мягко говоря, проблематично – ведь бывшая правящая, ныне оппозиционная партия ВМРО-ДПМНЕ (Внутренняя македонская революционная организация – Демократическая партия македонского национального единства) всю свою идеологию последних лет строила на преемственности идей Великой Македонии.
Для чистоты понимания – идеи евроинтеграции и вступления в НАТО скорее поддерживаются македонскими элитами, но главный вопрос – какой ценой? Отказываться от собственной идентичности и переименовывать свою страну в северную провинцию ради этого мало кто готов. Поэтому уже в самое ближайшее время с высокой долей вероятности будут объявлены внеочередные парламентские выборы, на которых перед главным «северомакедонцем», лидером социал-демократов Зораном Заевым стоит практически маловыполнимая задача – создать коалицию в поддержку «Северной Македонии» в составе не менее двух третей депутатов.
Македония имеет важное значение для развития энергетической политики России на Балканах. Строящаяся вторая ветка «Турецкого потока», предназначенная для нужд европейских потребителей, должна будет пройти из европейской части Турции дальше в Европу. Вариантов несколько – либо она пойдет через Болгарию (во что, с учетом предыдущего опыта, веры до неприличия мало), либо – через Грецию морем в Италию или по суше через Македонию в Сербию. Насколько известно, на данный момент активнее прорабатывается первый вариант, но управленцам «Газпрома» вряд ли стоит полагаться на болгарскую последовательность. Не в последнюю очередь именно со строительством и планированием маршрутов газопровода можно связать попытку «цветной революции», окончившую сменой власти в Скопье весной 2016 года.
Не менее принципиальную роль фактор наличия нейтральной Македонии играет и для Сербии. Ведь если Македония станет членом НАТО, на Балканах останется всего две не присоединившихся к альянсу страны – Босния и Сербия. И их евро-атлантическая интеграция останется всего лишь вопросом времени.
Главными новостями состоявшихся 7 октября всеобщих выборов в Боснии и Герцеговине (БиГ) стали триумфальная победа команды действующего президента Республики Сербской (РС) Милорада Додика на всех уровнях власти и выбор хорватского члена президиума голосами мусульман-бошняков. Впервые за все послевоенное время существования Боснии одна и та же сербская политическая сила взяла власть на федеральном и республиканском уровнях – кандидаты от партии «Союз независимых социал-демократов» уверенно прошли на места сербского члена президиума БиГ (Милорад Додик), президента Республики Сербской (Желька Цвиянович) в Народную Скупщину РС и две палаты парламента БиГ.
Уже в ноябре начинается восьмимесячное сербское председательство в Президиуме БиГ, Милорад Додик до июня 2019 года будет исполнять функции президента Боснии и Герцеговины. За это время он уже объявил, что надеется впервые в истории пригласить в Боснию главу РФ Владимира Путина. Также он заявил о намерении разместить в Республике Сербской российский гуманитарный центр МЧС и официально признать Крым частью Российской Федерации. С учетом того, что прошлый представитель мусульман-бошняков в Президиуме БиГ Бакир Изетбегович ранее отправлял письмо с приглашением Владимиру Путину в этом году, первый визит российского лидера в Боснию вполне возможен. Новый бошнякский представитель в руководстве Боснии Шефик Джаферович является прямым наследником политики Изетбеговича и вряд ли поменяет решение. А с учетом того, что представителя хорватов в этот раз выбрали больше голосами мусульманских общин, поддержанный официальным Загребом Драган Чович проиграл Желько Комшичу. Он, конечно, заявил о том, что будет представлять всех хорватов, но по факту больше интегрирован с сараевскими, чем с загребскими элитами.
Новый политический цикл на Балканах открыт, его результаты станут видны уже в следующем году, и по своим последствиям они могут выйти далеко за пределы данного региона.
Независимая газета. 11.10.2018