Джон Болтон взялся за Кавказский хребет
Кирилл Кривошеев
Советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон завершает турне по Закавказью, куда отправился после визита в Москву. Сегодня он проведет переговоры в Грузии, а накануне посетил Азербайджан и Армению, где попытался заручиться поддержкой в противостоянии сразу с двумя соперниками США к северу и югу от Кавказского хребта — Россией и Ираном.
Первым пунктом турне Джона Болтона стал Баку. Говоря там о важности отношений с Азербайджаном, советник президента США Дональда Трампа пояснил, что «это единственная страна, одновременно граничащая с Россией и Ираном». На переговорах с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и главой МИДа Эльмаром Мамедъяровым господин Болтон обсудил операцию НАТО в Афганистане, в которой участвуют 120 азербайджанских военных, нагорно-карабахский конфликт и запуск газопровода «Южный газовый коридор». Этот проект в Вашингтоне активно поддерживают, учитывая, что его реализация снизит зависимость Европы от российского газа.
Своим собеседникам в Баку господин Болтон дал понять, что основная цель Вашингтона — заручиться поддержкой в нарастающей конфронтации между США и Ираном. «Обсуждались шаги по удерживанию Тегерана от определенных действий и его ядерная программа»,— заявил после встреч советник президента США. При этом Джон Болтон попытался успокоить Ильхама Алиева, отметив: хотя власти США планируют увеличивать давление на Иран, они «не хотят в результате этого причинить вред друзьям в Азербайджане».
Между тем в заявлениях Ильхама Алиева и Эльмара Мамедъярова Иран не упоминался вовсе. Глава бакинского клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде убежден, что это неслучайно. «Баку никогда не позволит использовать себя в качестве плацдарма для действий против соседей, поскольку это ставит под угрозу безопасность самого Азербайджана,— сказал “Ъ” эксперт.— Вместе с тем в Азербайджане хорошо понимают важность взаимодействия с Вашингтоном и предлагают ему тот набор тем, в рамках которых возможный прогресс сулит дивиденды обоим сторонам». К таким темам господин Велизаде отнес урегулирование ситуации в Афганистане.
Прилетев из Баку в Ереван, Джон Болтон более подробно затронул тему нагорно-карабахского конфликта и сделал интригующее заявление о возможности поставок в регион американского оружия. «На данный момент нет решения о продаже оружия какой-либо из сторон,— сказал господин Болтон на пресс-конференции.— Я не могу прогнозировать, какое решение будет принято, но на данный момент ситуация здесь следующая: Армения покупает оружие в основном из России, а Азербайджан — тоже на 80% из России. Это обстоятельство, конечно, не содействует урегулированию конфликта, потому что России это дает большое влияние на стороны».
При этом в интервью местной редакции «Радио Свобода» Джон Болтон открыто призвал армянские власти покупать американское оружие вместо российского. «Как я сказал Николу Пашиняну (и.о. премьер-министра.— “Ъ”), если речь идет о покупке либо российской военной техники, либо американской, то мы бы предпочли последнее,— сказал он.— Мы считаем, что наша техника в любом случае лучше, чем российская». При этом господин Болтон сам напомнил, что в США действует эмбарго на поставки оружия Армении и Азербайджану из-за их конфликта, но отметил, что в нем «есть исключения».
Глава ереванского Института Кавказа Александр Искандарян считает возможность продажи Армении американского оружия нереализуемой. «Сотрудничество России и Армении в сфере безопасности включает десятки договоров, и изменить ситуацию так резко невозможно,— пояснил “Ъ” господин Искандарян.— Оружейные стандарты НАТО и России несовместимы».
Кроме того, в интервью «Радио Свобода» Джон Болтон отметил, что «иранская граница станет важным вопросом» в армяно-американских отношениях, так как Вашингтон хочет «оказать максимальное давление на Иран». Однако и в этом вопросе Армении будет крайне трудно пойти на уступки. Особенно в нынешних условиях, когда Евразийский экономический союз (ЕАЭС) собирается создать «зону свободной торговли» с Ираном, а единственная страна ЕАЭС, граничащая с ним,— это Армения.
Коммерсант. 26.10.2018