Демографические проблемы Белоруссии
Илья Захаркин
Демографическая ситуация, которая в последние десятилетия наблюдается в Белоруссии, характеризуется проблемами, которые существуют в большинстве стран постсоветского пространства. Однако именно здесь, по мнению аналитиков, реализуется один из наиболее неблагополучных вариантов ее развития.
Численность населения республики с 1995 года уменьшилась с 10,2 до 9,49 млн человек, то есть Белоруссия потеряла уже около 7% своей численности. Несмотря на то, что такие цифры могут показаться не критическими, нынешние тенденции у специалистов вызывают серьезные опасения. Особенно на фоне того, что в большинстве развитых стран при сокращении рождаемости резкого падения численности населения не наблюдается. Так, в Германии численность увеличилась с 79 до 83 млн, в Израиле (еще и за счет массовой миграции) – с 4,7 до 8,7 млн, и даже население России после присоединения Крыма осталось приблизительно на том же уровне – 147 миллионов. Демографического провала не случилось ни в Польше, ни в Словакии, ни в Чехии.
Белоруссия попала в категорию стран, которые неуклонно стареют и продолжают пустеть, как, например, Молдавия, где численность сократилась с 4,3 до 2,6 млн человек, Латвия – с 2,7 до 1,9 млн и Литва – с 3,7 до 2,8 млн. Тоже самое можно наблюдать в Румынии, Болгарии и на Украине. При этом ряд аналитиков считает, что, в отличие от стран Западной Европы, которые компенсируют свою низкую рождаемость за счет миграции, страны бывшего советского лагеря, к которым относится и Белоруссия, вряд ли могут рассчитывать на подобное из-за проблем в экономике, которые не только не привлекают человеческие ресурсы, но и влияют на общее демографическое положение в стране. В данном случае приходится признать, что нынешняя ситуация напоминает замкнутый круг, так как демографические ямы, связанные с социально-экономическими проблемами в стране, сами являются причиной невозможности быстро преодолеть назревшие в экономике проблемы.
Если обратиться к корням проблемы, то большинство специалистов по-прежнему считают, что их стоит искать в середине ХХ века, когда после войны в СССР рождалось очень мало детей. Позже это поколение, вступившее в детородный период, также продемонстрировало спад рождаемости, после чего ситуация стала выравниваться. Однако в 1990-х годах из-за серьезнейшего социально-экономического кризиса произошло очередное падение, а в 1993 году впервые за весь послевоенный период смертность в Белоруссии превысила рождаемость.
В 2000 году число умерших уже превышало число родившихся в 1,5 раза. При этом демографы стали отмечать и еще одну проблему – многие люди по разным причинам стали умирать еще в трудоспособном возрасте. Лишь в 2015 году произошел определенный скачок в рождаемости (119 тыс. детей, чего не было с 1994 года), однако в последующие годы все вернулось в прежнее русло, а в 2017 году в стране родились уже только 102,5 тыс. детей.
Небольшое улучшение ситуации наблюдалось в 2014-2015 годах, когда в страну направился миграционный поток с Украины и частично из России и Казахстана, однако коренным образом это ситуацию не спасло. Как отмечают аналитики из ООН в опубликованном докладе «Перспективы мирового народонаселения», белорусов к 2030 году будет 9 млн 163 тыс. человек, а к 2050 году и вовсе останется всего 8 млн 571 тыс. Это действительно серьезнейшая проблема, которая сегодня беспокоит в том числе и руководство республики.
Стоит напомнить, что в 2008 году Александр Лукашенко отмечал, что через 10 лет в Белоруссии должны будут жить 13 миллионов белорусов, хотя его планы были куда амбициознее: «Свою страну я вижу стабильным государством, где через 10 лет будут жить не 10 миллионов, а 13 миллионов человек, дай Бог. А нам надо 25–30 миллионов населения на этой земле». В 2017 году белорусский лидер отмечал, что Белоруссия может прокормить и 20 миллионов, а такое количество граждан полностью обеспечит безопасность страны и «мощь нашего государства». Однако, как показывают последние статистические данные, ситуация продолжает развиваться в направлении, диаметрально противоположном от желаемого. И это действительно создает опасность для национальной безопасности государства.
Среди основных проблем, которые наиболее характерны для демографической ситуации в стране, следует отметить следующие. Во-первых, увеличивающийся возраст женщин, рожающих своего первенца. Это общеевропейский тренд, имеющий социальную основу, который не мог не затронуть и Белоруссию. По имеющимся данным, сегодня средний возраст женщины при рождении первого ребенка в республике увеличился до 26,5 года (средний возраст матери в 2017 году составил 29,2 года). При этом еще 10 лет назад девушки впервые рожали в 20-22 года. Как отмечают специалисты, в Белоруссии, как и во многих странах мира, женщины хотят прежде всего получить образование и самоутвердиться в карьере, а лишь затем осознанно планируют беременность.
Это подтверждается и проведенным в апреле нынешнего года опросом, согласно которому 61% молодых людей назвали в качестве своей главной жизненной цели создание счастливой семьи, и лишь 48% от общего количества опрошенных – рождение и воспитание детей. Такое положение вещей приводит к тому, что рождение двух и более детей становится менее вероятным, так как, по данным медиков, начиная с 35 лет, у женщин резко возрастает риск осложнений при беременности и родах.
В конечном счете это превращается в одну из основных причин невозможности естественного воспроизводства населения. Известно, что для увеличения численности населения требуется коэффициент воспроизводства как минимум 2,15 (то есть в семьях должно быть по меньшей мере два-три ребенка), в то время как сейчас в РБ данный показатель составляет лишь 1,7.
Сложившаяся ситуация объясняется экспертами в том числе неопределенностью социально-экономической ситуации, когда в среднестатистической белорусской семье должны, как правило, работать оба супруга. В то же время довольно серьезное влияние оказывает и распространяющаяся в обществе, в первую очередь среди городского населения, идеология, в основу которой положен принцип самореализации женщины. К слову, в сельской местности рождаемость (в расчете на одну женщину) в среднем в полтора раза выше, чем в крупных городах, и при этом уровень обеспеченности на селе гораздо ниже.
Именно поэтому, как считают аналитики, невозможно решить данную проблему только экономическими методами (увеличение пособий по уходу за ребенком, различного рода выплаты, материнский капитал и прочее, хотя отмечается, что после введения программ по кредитованию для многодетных семей рождаемость на короткий срок увеличилась). Необходима эффективная идеологическая работа государства, которая могла бы скорректировать приоритеты молодых женщин.
Во-вторых, неуклонное старение белорусов. Согласно нынешней статистике, за последние годы детей стало меньше на 30%, а пожилых людей больше на 10%. Такая тенденция продолжается начиная с 1999 года, когда детей в стране впервые стало меньше, чем людей на пенсии, – на 1000 трудоспособных приходился 371 ребенок и 375 пенсионеров. Сегодня же «детский» показатель и вовсе снизился до 310. Более того, специалисты отмечают и «потерю» подростков – группы населения от 10 до 19 лет. Из-за демографических проблем с 2005 года доля населения этого возраста в общей структуре уменьшилась с 15% до 9,5%.
Такая ситуация уже привела к тому, что население трудоспособного возраста в республике сократилось на 4,1%. На начало года на 748 нетрудоспособных граждан пришлась 1000 трудоспособных. Причем эксперты считают, что реальное положение вещей еще хуже.
Разумеется, старение не является сугубо белорусской проблемой, и связано оно в том числе с увеличением продолжительности жизни. Именно на это в последние годы были направлены устремления руководства различных государств, не имеющих возможности заставить женщин рожать больше. Проще говоря, сегодня белорусское государство пытается затормозить убыль населения за счет сокращения смертности, в то время как стимулирующие меры, принятые в направлении увеличения рождаемости, перестали оказывать тот эффект, на который власти рассчитывали.
Об этом, например, свидетельствует недавнее заявление заместителя министра труда и социальной защиты Белоруссии Александра Румака, по словам которого, в 2019 году в стране будет разработана «Национальная стратегия поддержки пожилых людей». Однако, по оценкам экспертов, такая политика является хоть и необходимой, но неизбежно приобретет ограниченный характер с точки зрения решения демографических проблем. По прогнозам ООН, тенденция увеличения продолжительности жизни в Белоруссии сохранится (средняя продолжительность жизни в 2017 году в республике достигла 74,3 года), хотя и не будет идти теми темпами, которые предполагались ранее. Однако в конечном счете это приведет к тому, что республика так и останется «относительно пожилой» – то есть такой, где более 20% населения преодолели 60-летний рубеж.
По состоянию на 1 января 2018 года в республике проживало 2 млн 377 тыс. человек старше трудоспособного возраста, из которых 696 тыс. мужчин и 1 млн 681 тыс. женщин. В целом на начало года удельный вес пожилых людей составил 25,1% (на селе – 32%, в городе – 23,1%). И это свидетельствует еще о двух весьма серьезных проблемах – высокой смертности мужчин трудоспособного возраста и дисбалансе распределения населения страны между столицей и регионами.
Если обратиться к третьей существенной проблеме – высокой смертности мужчин трудоспособного возраста, то стоит отметить, что вместе с увеличением средней продолжительности жизни увеличился и так называемый гендерный разрыв: белорусские мужчины в среднем живут до 69,3 года, а женщины – до 79,2. По словам специалистов, такая ситуация связана с тем, что в трудоспособном возрасте мужчин в РБ умирает в 4,6 раза больше, чем женщин, а главными причинами этого являются заболевания сердечно-сосудистой системы, онкология и самоубийства (все показатели в данном случае у мужчин в несколько раз выше, чем у женщин). Более того, серьезной проблемой является и алкоголь, который становится причиной не только различного рода болезней и отравлений, но и суицидов, уровень которых в Белоруссии по-прежнему высок: в 2017 году на 100 тысяч человек приходилось 25,5 самоубийцы.
В-четвертых, проблема внутренней и внешней миграции, которая, на первый взгляд, может показаться несущественной или наоборот – призванной решить нынешние демографические вопросы. По последним официальным данным, разница в количестве тех, кто прибыл в Белоруссию, и кто из нее уехал, с каждым годом становится все меньше. Например, с 2010 по 2017 год этот показатель упал с 10 303 до 3 874 человек (в прошлом году в страну приехало 257 360, а выехало 253 486 человек). И это только официальные данные, в то время как при открытости границ с Россией многие белорусы попросту уезжают из страны, не ставя никого в известность. При этом, как правило, страну покидают молодые люди, которые являются основными носителями генофонда, а существующее небольшое положительное сальдо внешней миграции неспособно решить данную проблему. Тем более что, по оценкам специалистов, в большинстве случаев в Белоруссию возвращаются люди в солидном возрасте: они когда-то уехали из страны и вернулись сюда встречать старость.
В отличие от внешней миграции, внутренняя не сказывается на общей численности населения страны в целом, но недооценивать ее влияния на демографическую ситуацию также нельзя. По последним данным, Минская область стала единственной в Белоруссии, где за 18 лет численность населения сократилась меньше всего – на 131 тысячу человек, а больше всего потеряла Витебская область – 216 тысяч. При этом сокращение произошло не только за счет естественной убыли, но и миграции. Во всех областях республики наблюдается миграционный отток населения, исключение составляет лишь столичный регион. Сегодня уже около 21% населения страны живет в Минске, еще 57% – в других городах, а селяне составляют лишь 22%. В 1950 году картина была противоположной: всего 4% населения проживали в столице, а 79% – на селе.
В прошлом году в первую очередь за счет внутренней миграции столица приросла на 299 тысяч человек. В целом же в 2017 году число переселенцев составило 238 399 человек (из них 41 917 осели в столице), в том числе из городов и поселков городского типа переехали 165 212 жителей республики, а из сел – 73 187 человек. Все это указывает на то, что жизнь в регионах не является привлекательной перспективой для значительной части населения, что ведет к постепенной деградации провинции, омертвлению сельской местности и серьезному перераспределению трудовых ресурсов в пользу Минска, что пагубно сказывается на экономической ситуации в целом по стране.
Конечно, для решения обозначенных выше и иных демографических проблем в республике предпринимаются различные меры. Например, в Концепции национальной безопасности Белоруссии предполагается не только стимулирование повышения рождаемости и улучшения социально-экономических условий жизни, но и «оптимизация внешних и внутренних миграционных потоков, содействие добровольному возвращению белорусов на родину, привлечение и закрепление специалистов в сельской местности». Однако, как показывает нынешняя ситуация, этих мер оказывается явно недостаточно, чтобы переломить ситуацию. Поэтому приходится с сожалением согласиться с прогнозами международных специалистов, по мнению которых, если не произойдет кардинальных изменений в социально-экономической ситуации в стране и сознании общества, преодолеть демографическую яму Белоруссии в предстоящие десятилетия вряд ли удастся.
Ритм Евразии. 04.10.2018