В Республике Сербской возможен вариант цветной революции
Николай Плотников, доктор политических наук, заведующий Центром научно-аналитической информации Института востоковедения РАН
Нынешняя Босния и Герцеговина (БиГ) после заключения в 1995 году Дейтонских соглашений состоит из Федерации Боснии и Герцеговины (мусульманско-хорватская федерация), Республики Сербской и округа Брчко. В каждом образовании свои органы власти. 7 октября в Боснии и Герцеговине должны пройти национальные выборы, на которых будут избираться члены президиума БиГ, депутаты парламента и местные представители. Страсти вокруг предстоящих выборов развернулись сразу же после сообщения о том, что нынешний президент Республики Сербской Мирослав Додик выдвинут кандидатом от правящей коалиции на пост члена президиума Боснии и Герцеговины. Он занимает пост президента два срока подряд и в соответствии с Конституцией больше не может баллотироваться на эту должность.
Кандидатом на пост главы Республики Сербской от Союза независимых социал-демократов (СЦСД), лидером которого является Додик, выдвинута действующий премьер-министр этого края Желька Цвиянович. Ее основным конкурентом станет лидер национально-консервативной Сербской демократической партии Вукота Говедарица.
Президиум Боснии и Герцеговины, в состав которого входят три человека – представители боснийских мусульман, хорватов и сербов, – является высшим органом исполнительной власти Боснии и Герцеговины, аналогичным должности главы государства. Помимо Додика на должность члена президиума БиГ от Республики Сербской претендует представитель оппозиционной коалиции «Союз за перемены» Младен Иванович. В настоящее время он вместе с боснийским мусульманином Бакиром Изатбеговичем и хорватом Драганом Човичем входит в состав президиума БиГ.
Додика на Западе почему-то считают человеком Москвы, хотя это далеко не так, а вернее, вообще не так. В хорошем смысле слова он сербский националист, искренне переживающий трагедию распада Югославии и старающийся минимизировать те беды, которые обрушились на сербов в результате ожесточенного гражданского противостояния в различных регионах еще совсем недавно единой страны. Додик выступает за интеграцию сербов, где бы они ни проживали, на основе общего менталитета. Это, по его мнению, должно стать одной из главных задач сербской элиты на ближайший век. При этом он не видит перспектив интеграции в Евросоюз. И таких, как Милорад Додик среди сербов, в том числе оказавшихся в силу трагических событий вне пределов Республики Сербия, немало.
Все это, понятно, вызывает озлобление коллективного Запада. Первую свою давнюю цель – распад югославской федерации на самостоятельные и соответственно слабые, полностью подконтрольные страны – Вашингтону, Лондону, Брюсселю и Берлину достичь удалось. Осталось теперь добиться реализации второй стратегической цели – запихнуть, грубо говоря, страны Западных Балкан в ЕС и НАТО, не оставляя им права выбора партнеров. Представители Брюсселя, в том числе такого высокого уровня, как верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, неоднократно заявляли, что Балканы – это территория Евросоюза, и никто другой туда не должен соваться. «Кем-то другим», естественно, является Россия.
Однако этим планам коллективного Запада мешают те сербы и черногорцы, в памяти которых свежи бомбардировки авиацией НАТО городов Югославии, включая Белград, где до сих пор сохранились следы принудительной западной демократизации, которую принесли на своих бомбовых подвесках ударные самолеты Североатлантического альянса. Поэтому Запад делает все, чтобы не допустить победы Додика и его СЦСД на предстоящих выборах. Ведь в этом случае Брюсселю будет непросто продавить свои намерения в отношении стран Западных Балкан. В ход пущен весь арсенал – от дискредитации Додика и его сторонников до подкупа политических оппонентов. На этой ниве вовсю стараются посольства западных стран, аккредитованные в Сараево. Их дипломатов особо не терзают моральные муки, когда они откровенно дают указания своим подопечным из числа местных политиков и активистов, что и как им делать.
Особо выделяются дипмиссии США и Великобритании. По данным некоторых боснийских журналистов, американский посол Морин Кормак активно разъезжает по муниципалитетам и убеждает людей проголосовать за оппонентов Додика из прозападной Сербской демократической партии. Когда об этом стали открыто говорить, посольство США в Сараево 27 сентября вынуждено было опубликовать заявление, в котором отвергло обвинения во вмешательстве в предстоящие выборы. Не менее активен британский посол. Причем, как утверждают некоторые боснийские журналисты, британцы в последние время даже стали играть в этом ведущую роль.
Активно работают на деньги Агентства США по международному развитию и многочисленные НПО и подконтрольные Западу СМИ. В БиГ появились многочисленные десанты сотрудников западных спецслужб, целенаправленно работающих на победу оппозиционных Додику политических сил. Только Британия якобы направила в Сараево около 40 сотрудников своих спецслужб.
В последние дни в ряде СМИ Балканского региона появились утверждения о том, что Запад направил 32 млн долл. на срыв выборов в Республике Сербской. На 5 октября планируются акции протеста, на которых будут выдвинуты обвинения в адрес Додика и его партии. Если это не даст результата, то, как говорят в Баня-Луке, события могут вылиться в массовые беспорядки по типу цветной революции. Благо такого опыта хоть отбавляй. 11 сентября оппозиция уже провела первую репетицию.
На этом фоне странно звучат заявления Запада о якобы агрессивной политике России на Балканах, росте ее влияния в регионе и стремлении, как утверждает один из польских аналитических центров, будто бы разделить БиГ. Нынешняя моя поездка на Балканы лишний раз подтвердила, что российские дипломаты действуют крайне осторожно, иногда даже чересчур, не давая повода для обвинений со стороны Запада во вмешательстве не только во внутренние дела БиГ, но и всех стран Балканского региона. Это убедительно продемонстрировал и недавний визит в Сараево и Баня-Луку министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Москва выступает за важность сохранения Дейтонских соглашений и не навязывает никому своего мнения в собственных интересах.
Независимая газета. 30.09.2018