Узбекистан и Казахстан: от скрытой конкуренции к взаимовыгодному сотрудничеству
Олег Столповский
В начале сентября исполнилось два года с момента транзита власти в Узбекистане вследствие ухода из жизни первого президента РУз Ислама Каримова. Указанный период, без сомнения, был наполнен новым содержанием, что проявлялось как во внутренней, так и во внешней политике Ташкента.
В первую очередь, новое руководство страны, как бы внемля жизненному правилу, что ближайшие соседи лучше дальних родственников, кардинально пересмотрело свою региональную политику в Центральной Азии, придав новый импульс развитию отношений с соседними странами.
Казахстан в этом списке занимает особую роль, поскольку все годы независимости обеих республик отмечалась скрытая и не признаваемая на официальном уровне конкуренция за влияние в регионе между лидерами двух крупнейших по численности населения и экономическому потенциалу центральноазиатских государств.
Не раз в истории отношений обоих государств Узбекистан в лице его президента И.Каримова противодействовал инициативам Казахстана. В частности, в апреле 2008 г. во время его визита в Астану Нурсултан Назарбаев выдвинул «идею о создании союза центральноазиатских государств». Президент РУз не воспринял эту идею, мотивировав тем, что экономика государств региона разнопланова и региональная интеграция может нанести еще больший ущерб.
Не случайно, что со смертью И.Каримова и приходом к власти Шавката Мирзиеева – представителя более молодого поколения политиков, не обремененного аппаратным опытом работы в руководящих органов КПСС, отношения между двумя странами вышли на новый, более продуктивный и взаимовыгодный этап сотрудничества практически во всех областях.
Государственный визит президента Ш.Мирзиеева в Казахстан в марте 2017 года (нужно отметить, второй после Туркменистана визит в качестве руководителя РУз) открыл новую страницу в отношениях двух государств. По мнению экспертов, он (как, в принципе, и все последующие визиты в рамках Центрально-Азиатского региона), продемонстрировали стойкое стремление узбекского лидера к кардинальной перестройке региональной политики, исходя в первую очередь из экономических интересов республики, потребностей населения, да и просто с позиции здравого смысла.
В этой связи не случайным представляется заметная за последние полтора года активизация узбекско-казахстанского экономического сотрудничества. Согласно официальным данным, товарооборот между двумя странами уже в 2017 году составил 2 млрд долларов, что на 31,2% выше по сравнению с 2016 годом. Экспорт из Казахстана в Узбекистан за тот же период вырос на 35%, составив 1,3 млрд долларов. Импорт из Узбекистана в Казахстан увеличился на 25,1% и составил 735,2 млн долларов.
Справка. Между республиками подписано около 200 документов двустороннего характера в различных сферах сотрудничества. Основными являются договор о вечной дружбе между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан (1998 г.) и договор о стратегическом партнерстве (2013 г.).
По сообщению пресс-службы правительства Казахстана, на состоявшемся в марте этого года в Астане 17-м заседании совместной межправительственной комиссии по двустороннему сотрудничеству между РУз и РК с участием сопредседателей комиссии – первого заместителя премьер-министра Узбекистана Ачилбая Раматова и первого заместителя премьер-министра Казахстана Аскара Мамина стороны договорились принять дальнейшие согласованные меры с целью обеспечения роста товарооборота до 3 млрд в 2018 году и до 5 млрд к 2020 году.
Также была достигнута договоренность о возможности строительства международного центра приграничного сотрудничества и транспортно-логистического центра («сухого порта») на приграничных территориях. Кроме того, стороны подтвердили взаимную заинтересованность в дальнейшем развитии сотрудничества в газовой отрасли. Достигнута договоренность о продолжении совместной работы по созданию технической возможности для транзитных поставок казахстанского газа через территорию Узбекистана. Также стороны выразили намерение исполнить обязательства по поставкам узбекского газа в рамках своп-операций.
В апреле с.г. министр внешней торговли РУз Жамшид Ходжаев в ходе встречи с послом РК Ериком Утембаевым обменялись мнениями о привлечении логистических компаний из Казахстана к использованию узбекских хабов, что поможет казахстанским внешнеторговым грузам выйти на перспективные рынки стран в южном и восточном направлениях, а также увеличить объемы транзитных перевозок через территорию Узбекистана.
По мнению руководителя отдела экономики российского Института стран СНГ, д.э.н. Азы Мигранян, у Узбекистана и Казахстана – хороший потенциал для дальнейшего развития экономического сотрудничества. Обе страны располагают значительными ресурсами и способны существенно нарастить объемы взаимной торговли. Тем более что у Узбекистана уровень диверсификации экономики чуть ли не самый высокий в СНГ, а Казахстан к этому пока только стремится.
Справка. Международное рейтинговое агентство Moody’s 4 сентября опубликовало отчет с прогнозом по банковской системе Узбекистана. Moody’s сохранило стабильный прогноз по банковскому сектору с учетом того, что экономика Узбекистана растет более высокими темпами, чем экономика других стран СНГ. Эксперты агентства ожидают, что высокие темпы роста сохранятся в 2018-2019 годах благодаря государственным расходам, капитальным инвестициям, а также восстановлению денежных переводов трудовых мигрантов из России.
Российский экономист также считает перспективными совместные инициативы Ташкента и Астаны в рамках китайского проекта «Один пояс – один путь» с использованием транзитного потенциала стран и наиболее эффективных отраслей производства.
Немаловажным представляется и развитие сотрудничества между республиками в банковской сфере. В июле с.г. Центральный банк Узбекистана и Национальный банк Казахстана подписали соглашение о взаимодействии в сфере банковского надзора, которое впервые в истории сотрудничества между двумя странами создает правовую основу казахстанским банкам для выхода на рынок Республики Узбекистан. Согласно документу, казахстанским банкам предоставляется возможность создания или приобретения трансграничного учреждения на территории Узбекистана. Для этого банки должны соответствовать ряду требований: наличие уставного капитала в размере не менее 100 млн евро в эквиваленте в тенге для родительского банка и в размере 100 млрд сумм для трансграничного учреждения, а также наличие долгосрочного кредитного рейтинга по международной шкале в иностранной валюте не ниже «В» рейтингового агентства Standard&Poor's или рейтингов аналогичного уровня, присвоенных Fitch Ratings Мооdy’s.
Необходимо отметить, что ранее Народный банк (он же «Халык») – крупнейший в Казахстане заявлял о планах открыть «дочку» в Узбекистане. Указанный банк принадлежит супругам Динаре (средняя дочь президента Н.Назарбаева) и Тимуру Кулибаевым.
В целом же, как полагают как узбекские, так и казахские эксперты, существуют большие возможности для расширения экономических отношений между двумя странами. К примеру, Узбекистан располагает значительными резервами экспорта в Казахстан легковых и грузовых автомобилей, автобусов, сельскохозяйственной техники, готовых текстильных изделий, продукции электротехнической и легкой промышленности, строительных материалов, стекла и др. Со своей стороны, Казахстан может расширить ассортимент продукции, поставляемой в Узбекистан, включая металлопрокат, ферросплавы, древесину, лесоматериалы. Страны обладают значительным потенциалом для расширения сотрудничества в таких сферах, как сельское хозяйство, легкая и тяжелая промышленность, строительство, машиностроение, транспортные коммуникации, нефтегазовая промышленность и др.
Приоритетным направлением взаимовыгодного сотрудничества между государствами является также сфера транспорта и транзитных перевозок. Один из ключевых вопросов – сохранение взаимных тарифных и нетарифных преференций при транзите и поставках грузов, например из Узбекистана в Россию через Казахстан или из Казахстана в различные страны Азии через Узбекистан. Значительный рост транзитных показателей двух стран ожидается в связи с запуском ряда новых международных коммуникационных проектов, которые свяжут Центральную Азию с другими регионами.
Выше обозначенные направления развития экономического сотрудничества между Узбекистаном и Казахстаном регулярно обсуждаются на различных уровнях, в т.ч. и на самом высоком (только в этом году Ш.Мирзиеев и Н.Назарбаев встречались на различных мероприятиях около 10 раз). 31 августа министерства иностранных дел РУз и РК провели в Ташкенте политические консультации, в ходе которых стороны обсудили сотрудничество по широкому спектру вопросов. В ходе переговоров, наряду с обменом мнениями по актуальным вопросам двустороннего и многостороннего сотрудничества, рекомендовано государственным органам двух стран продолжить изучение возможностей реализации крупных совместных проектов в перспективных отраслях экономики.
Очевидно, что постоянный диалог и расширение торгово-экономических связей между Узбекистаном и Казахстаном отвечает стратегическим задачам и национальным интересам обоих государств, которые к тому же располагают солидной договорной базой. И есть все основания полагать, что в условиях роста общей конфликтогенности в мире и негативных процессов в мировой экономике отношения между Ташкентом и Астаной в перспективе будут еще более тесными и продуктивными.
Ритм Евразии. 13.09.2018