Рыбное место: ЕАЭС и Фареры создают зону свободной торговли
Наталия Портякова
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) планирует в ближайшее время выйти на соглашение о свободной торговле с Фарерскими островами — автономным регионом, относящимся к Дании, но не входящим в состав Евросоюза. Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Евразийской экономической комиссии, Фареры давно и успешно сотрудничают с ЕАЭС и стремятся активизировать диалог не только с Россией, но и с другими странами —членами объединения. Как заявил «Известиям» депутат местного парламента Йенис ав Рана, экспорт рыбы в РФ — а рыболовство является одной из основных отраслей экономики региона — предотвратил трагедию, которая могла бы произойти из-за бойкота Фарер со стороны Евросоюза.
Вопрос соглашения по зоне свободной торговли поднимался сначала в 2013-м, а затем и в 2015 году, пояснили «Известиям» в пресс-службе Европейской экономической комиссии (ЕЭК). Нынешним летом министр иностранных дел и торговли автономного региона Пол Микельсен вновь заявил, что администрация Фарерских островов планирует заключить договор о свободной торговле с Россией и другими странами ЕАЭС уже в 2019 году. Точные сроки выхода на соглашение пока не определены, однако в конце августа 2018 года между сторонами был заключен меморандум о взаимопонимании.
— Меморандум, не создавая для сторон обязательств устанавливать и поддерживать какие-то специальные условия взаимного доступа на рынок, открывает возможность обсуждения достаточно широкого круга вопросов развития сотрудничества, — пояснили «Известиям» в пресс-службе ЕЭК. — Документ позволит Фарерским островам активизировать диалог не только с Россией, но и с другими странами союза.
Как сказал Йенис ав Рана, выход на это соглашение — одна из главнейших задач, стоящих перед регионом.
— Фарерские острова не являются членом ни Евросоюза, ни Европейской ассоциации свободной торговли, поэтому для нас очень важен выход на торговые соглашения с другими странами и сообществами. За последний год это стало одной из главных задач нашего МИДа, — отметил он.
Точкой отсчета активизации сотрудничества России с небольшим островным регионом (на 18 островах проживает 51 тыс. человек) стал 2013 год. Из-за конфликта вокруг квот на вылов сельди и скумбрии Евросоюз, в состав которого Фарерские острова не входят, хоть и являются частью Дании, запретил экспорт этой рыбы в страны ЕС. На тот момент туда уходило 80% всей выловленной островитянами рыбы.
— Ввиду этой проблемы мы начали экспортировать нашу рыбу в Россию и избежали трагедии, к которой мог бы привести тотальный бойкот Фарерских островов со стороны Евросоюза. С тех пор экспорт в РФ стабильно растет, даже после того, как ЕС проиграл войну против нас (в конце 2014 года санкции ЕС против островов были сняты. — «Известия»), — рассказал Йенис ав Рана.
В 2014 году вслед за антироссийскими санкциями со стороны Евросоюза Москва ввела эмбарго на поставки рыбы из стран ЕС и поддержавших их государств, включая крупнейшего поставщика лососевых пород Норвегию. Фарерские острова пошли наперекор общеевропейской линии: летом 2014 года глава правительства региона Кай Лео Йохансен во время визита в Москву заверил российских коллег, что острова не поддерживают санкции против России.
В итоге поставки рыбы с Фарер заменили экспорт из Норвегии, что благоприятно сказалось на росте островной экономики. В последние годы она росла на 6–8% в год, а безработицу в регионе удалось практически свести к нулю.
— Прагматичность здесь очевидна — наши фарерские партнеры четко идентифицировали нишу на рынке, которая образовалась после введения ограничений на поставки в Россию товаров из европейских стран, по которым Фарерские острова имеют ярко выраженную специализацию. Они приложили максимум усилий, чтобы эту нишу занять. Нужно сказать, весьма небезуспешно, и цифры наглядно это демонстрируют, — заявили в ЕЭК.
По итогам 2017 года объем товарооборота ЕАЭС с Фарерскими островами составил более $393 млн — в три с лишним раза больше, чем по итогам 2013-го. Как отметили в ЕЭК, практически на 100% импорт ЕАЭС с Фарер составили закупки разных видов рыбной продукции — в прошлом году ее было импортировано более чем на $378 млн.
Известия. 27.09.2018