Россия инвестирует миллионы в экономику Молдавии
Российский бизнес готов инвестировать в молдавскую экономику и создать совместный фонд развития с начальным капиталом $500 млн, но в стране должна стабилизироваться политическая ситуация. Об этом заявили президенту республики Игорю Додону участники Молдавско-российского экономического форума, состоявшегося 20-22 сентября. Политик пообещал выполнить условие и сделать страну «связующим звеном между Востоком и Западом». Эксперты “Ъ”, впрочем, считают просьбу нереализуемой, поскольку партии президента вряд ли удастся сформировать правительство после февральских выборов. Перспективы московских предпринимателей в Кишиневе выясняла корреспондент “Ъ” Екатерина Мареева.
Форум на фоне конфликта
Российских журналистов в Кишиневе поселили в один отель с американскими солдатами. Параллельно с Молдавско-российским экономическим форумом неподалеку от границы Приднестровья Молдавия, Румыния и США проводили учения «Огненный щит-2018». Пока на военной учебной базе в селе Бульбоаке повышали «уровень взаимодействия между армиями партнерских стран», в столичном Дворце республики российские и молдавские бизнесмены рассуждали на тему «Молдова: между Востоком и Западом».
Изначально одним из спикеров этой секции был заявлен сам президент страны Игорь Додон, но в последний момент политик изменил планы и прибыл на форум только вечером. Побывавший на учениях премьер-министр Павел Филип первую крупную встречу российского и молдавского бизнеса проигнорировал. Не заметили ее и члены правящей Демократической партии.
Отдельно с правительством республики и Демпартией организацию форума «не прорабатывали», пояснил “Ъ” один из организаторов, сопредседатель организации «Деловая Россия» Андрей Назаров. «Мы просто приглашали всех заинтересованных предпринимателей, чиновников. Не знаю, есть ли от них кто-то в зале, но официально они себя не проявляют»,— рассказал он.
Форум стал первым крупным мероприятием, которое организовал Российско-Молдавский экономический совет. Соглашение о его создании в мае этого года подписали Игорь Додон и сопредседатель организации «Деловая Россия» Андрей Назаров. Предполагалось, что в рамках совета предприниматели из двух стран смогут регулярно встречаться, обсуждать инвестиционные проекты и вместе работать над улучшением деловой среды.
С этими целями более 500 политиков и бизнесменов от двух стран съехались в Кишинев и с 20 по 22 сентября разрабатывали «дорожную карту» сотрудничества в сферах сельского хозяйства, туризма, виноделия, промышленности и урбанистики. Россиян среди них было около 200.
Российский бизнес-омбудсмен Борис Титов объяснил “Ъ”: «Бизнес всегда взвешивает на весах доходность и риски. С точки зрения доходности мы видим очень большой потенциал во многих отраслях (экономики Молдавии — “Ъ”). Сегодня здесь можно, например, производить продукцию и продавать ее в Евросоюз без пошлин».
«Это, конечно, большая возможность, потому что в России мы этого делать пока не можем»,— поделился господин Титов, следом добавив: «Пока не урегулирована нестабильная ситуация, серьезные крупные инвесторы всегда будут оценивать риски как высокие».
В то время как господин Титов и его коллеги говорили о политических рисках, в километре от них развивался конфликт между правящей Демпартией и президентом-социалистом. 21 сентября не приглашенные на форум депутаты Демпартии направили обращение в Конституционный суд (КС) Молдавии из-за того, что Игорь Додон отказался утверждать кандидатуры двух министров — здравоохранения и сельского хозяйства.
Подобное происходит не в первый раз, и суд, как правило, решает вопрос не в пользу президента. В начале года господин Додон дважды отклонил кандидатуры семи новых министров, предложенных премьер-министром Павлом Филипом. Тогда суд временно приостановил полномочия Игоря Додона и лишил его возможности заблокировать кандидатуры. Формирование правительства завершил председатель парламента Андриан Канду. Аналогичное решение суд выносил также в октябре 2017 года.
«Двуглавый орел» Игорь Додон
Влияние политики на инвестиционную привлекательность в разных вариациях обсуждали на семи секциях форума. Одной из самых востребованных оказалась дискуссия «Молдова: между Востоком и Западом».
В отсутствии представителей правящей партии и премьер-министра геополитический выбор Молдавии доверили определять российским чиновникам, предпринимателям и политологам, члену пророссийской Партии социалистов Молдавии, президенту Национального конгресса промышленников и предпринимателей Молдавии и по совместительству лидеру организации «Друзья России в Молдове», двум евроскептикам из Великобритании и Германии, члену греческого парламента, а также исполнительному директору «Восточного комитета германской экономики». Организаторы попросили корреспондента “Ъ” разбавить единогласную позицию спикеров по вопросу российско-молдавских отношений, предложив задать «какой-нибудь вопрос, можно даже провокационный, чтобы создать объективность». Но из-за затянувшегося обсуждения он так и не прозвучал.
Участники секции пытались решить, как преодолеть кризис в отношениях между странами после взаимной высылки дипломатов, запрета на въезд в Молдавию некоторым российским журналистам и чиновникам, введения Россией пошлин на молдавские товары в 2014 году.
Вторым важным вопросом было увеличение товарооборота между странами, который существенно упал за последние пять-шесть лет. Если в 2012 году российская доля в молдавском товарообороте составляла 20% ($1,47 млрд), то в 2017 — 11,3% ($0,74 млрд), в то время как на страны ЕС пришлось более 50% (свыше $3,6 млрд).
Еще до форума Игорь Додон связал падение этих показателей с тем, что Молдавия в 2014 году подписала соглашение об ассоциации с ЕС. По его словам, «на переговорах с Евросоюзом не принимались в расчет экономические интересы молдавских экспортеров, чей главный рынок сбыта был в России». Президент также отметил, что Кишинев «проигнорировал» предложение Москвы «провести консультации» перед подписанием соглашения.
В результате участники секции пришли к выводу: больше игнорировать помощь России не стоит, а Молдавия должна стать «связующим звеном между Западом и Востоком». Сопредседатель организации «Деловая Россия» Андрей Назаров объяснил, что у Молдавии есть «геополитические преимущества», поскольку она одновременно ассоциирована с ЕС и обладает статусом наблюдателя при Евразийском экономическом союзе, а значит — «связывает» эти территории.
Игоря Додона господин Назаров назвал «секретным оружием» страны, потому что он, как двуглавый орел на российском гербе, «смотрит и на Запад, и на Восток».
Остальные участники сошлись во мнении: на Восток «двуглавому орлу» стоит смотреть чуть пристальнее, а Запада остерегаться. Исполнительный директор «Восточного комитета германской экономики» Михаэль Хармс отмечал, что решение об ассоциации с ЕС Молдавия принимала «как суверенное государство», но «включение России в эти переговоры с самого начала было бы мудрым решением». Депутат Европарламента от Партии независимости Соединенного Королевства (17 мест из 750), евроскептик Натан Джилл предостерегал Молдавию от вступления в ЕС и предсказывал, что в таком случае в Европу устремятся врачи, учителя и молодежь, три четверти решений будут принимать за страну люди, которые ни разу в ней не были, а законы будут разрабатываться в интересах транснациональных корпораций.
«Это не русские должны говорить молдаванам, чем плох ЕС. Есть желание потерять 17% населения — обрубайте связи с Россией»,— пугал последствиями присоединения к еврозоне директор аналитического центра «СтратегPro» Александр Ведруссов. «Та дыра, в которую сейчас превращается Украина — прямой пример того, что бывает, если обрывается один вектор. Не хотелось бы, чтобы в Молдавии это было»,— рассуждал он, в конце придя к выводу: пусть «будущее Молдавии — с ЕС», но с Россией у нее «эмоциональное партнерство».
Произнеся эти слова, господин Ведруссов достал из-под стола плюшевого чебурашку и заключил, что эта игрушка — «общий культурный пласт» стран.
Деньги при условии стабильности
Работу семи секций подвели на итоговом пленарном заседании «Молдова зовет». На нем Игорь Додон поставил точку в геополитическом споре и заключил: «Мы будем дружить со всеми и на Западе, и на Востоке, но исходить из интересов Молдовы». «Я не хочу, чтобы Молдова дружила с ЕС и США против России, нам это не нужно. В последние годы, к сожалению, так было в Молдове. Проводили европейскую политику, но очень часто антироссийскую, из-за этого мы страдали»,— посетовал президент, уточнив, что Молдавия «вдруг оказалась малоизвестной и малопривлекательной страной для российского бизнеса, российского инвестора и туриста». Свои слова он подкрепил статистикой, согласно которой «общая сумма накопленных в Молдове прямых российских инвестиций равна $700 млн» — «1% от прямых российских инвестиций, осуществленных в странах СНГ».
Затем президент заявил, что Молдова «не выживет» без возвращения стратегического партнерства с Россией и что стране нужна «не просто стабильность», а «большой экономический прорыв». Для него, по расчетам политика, в течение двух-трех лет в молдавскую экономику необходимо инвестировать $1 млрд.
За три дня форума миллиард привлечь не удалось, зато стороны подписали семь меморандумов о сотрудничестве в сфере туризма, промышленности и развития городской среды. Самым значимым из них стал документ о подготовке концессионного соглашения между Исполнительными комитетом Гагаузии и корпорацией «БЛ Групп», которую возглавляет экс-губернатор Калининградской области Георгий Боос. Он сказал, что готов вложить более $120 млн в системы уличного и архитектурно-художественного освещения в Молдавии, однако несколько раз подчеркнул: «Меморандум — это в некотором смысле открытие шлагбаума, старт проекта», что не равно его реализации, поскольку любой долгосрочный проект, предполагающий инвестиции, «связан с оценками политической ситуации и требует политической стабильности».
При таком же условии Андрей Назаров выразил готовность увеличить объем инвестиций в страну до миллиарда, а Борис Титов — развивать сотрудничество с Молдавией в сфере виноделия.
Игорь Додон, в свою очередь, соглашался, что для полноценного сотрудничества не хватает «стабилизации политических рисков».
«Когда российский бизнесмен видит, что политолога либо журналиста остановили в аэропорту из-за того, что у него российский паспорт, он сто раз подумает: а стоит ли ему сюда приезжать и вкладывать $10 млн? Да даже $100!» — негодовал президент.
Чтобы исправить ситуацию, он предложил Молдавии присоединиться к Евразийскому банку развития и создать российско-молдавский фонд для поддержки бизнеса двух стран. Существование такого фонда, по его словам, дает бизнесу «дополнительные гарантии» из-за участия в проектах государства.
Андрей Назаров согласился, что фонд «дал бы дополнительный толчок инвестиционному и экономическому развитию», но отметил: политическую ситуацию Молдавия должна урегулировать сама. Господин Назаров рассказал, что создание фонда уже обсуждали с заместителем председателя правительства Дмитрием Козаком, а он передал эту идею президенту Владимиру Путину. «Если политическая ситуация в Молдавии стабилизируется, то молдавско-российский фонд развития может появиться уже в 2019 году и его начальный капитал составит $500 млн»,— заключил сопредседатель «Деловой России».
«Проблемы Додона это никак не решает»
Из-за политических рисков у всех подписанных меморандумов «отложенное начало действия», — пояснил “Ъ” Андрей Назаров. По его словам, «полноценные гарантии могут быть даны только после парламентских выборов».
Выборы должны пройти в Молдавии в феврале 2019 года. Игорь Додон признался, что задумывается об участии в гонке от Партии социалистов, которой он руководил до 2016 года.
Прошлые выборы в 2014 году выиграли социалисты, но сформировать правительство они не смогли. Премьер-министром стал ориентированный на Европу член Демократической партии Павел Филип, а серьезное влияние в стране получил лидер этой партии, олигарх Владимир Плахотнюк. Пришедший к власти в 2016 году Игорь Додон оказался в оппозиции кабинету министров и парламенту.
В свете скорых выборов проведение крупного форума и попытки привлечь российские инвестиции в страну рассматривали как политический шаг, который, впрочем, не поможет Игорю Додону обрести политический вес и завоевать симпатии избирателей, прогнозирует бывший постпред Молдавии при ООН Алексей Тулбуре. «Можно провести несколько таких форумов, запустить вместе с Россией молдавского космонавта в космос, прорыть какой-нибудь очень выгодный туннель или газопровод. Додон все равно выборы не выиграет», — выражает уверенность эксперт в беседе с “Ъ”. Господин Тулбуре полагает, что действующий президент «настолько сильно дискредитирован и настолько сильно находится под контролем Владимира Плахотнюка», что после выборов «будет вынужден» пойти на коалицию с этим олигархом и лидером Демпартии. «Так что форум — это хорошо, но проблемы Додона это никак не решает»,— заключает эксперт.
С Россией, впрочем, сегодня готов идти на контакт не только президент, напоминает молдавский политолог Богдан Цырдя. «И премьер-министр Павел Филип говорил о том, что нам нужно восстановить отношения с РФ, нужно дать импульс торговым связям, об этом говорил и министр экономики Кирилл Габурич»,— перечисляет эксперт. Он считает, что евроинтеграция сочетается с привлечением российских инвесторов: «Главное, чтобы был политический и экономический интерес».
Алексей Тулбуре, в свою очередь, уверен: даже если российские инвестиции придут в страну, это не решит проблемы молдавской экономики. «Инвестиции отовсюду хороши. Но работать на Молдавию они будут тогда, когда в стране произойдут изменения в культуре менеджмента, политической культуре, в функционировании институтов, правосудия и в защите контрактного права,— объясняет Алексей Тулбуре. — Если этого всего нет, то инвестиции будут завязаны на личных договоренностях и гарантиях, которые инвесторам дадут первые лица. Это все очень нестабильно, индивидуализировано, персонифицировано. Поэтому в любой момент все это может рухнуть, исчезнуть и пойти не в ту сторону. Это не совсем то, что нужно нашей стране».
Коммерсант. 22.09.2018