Экспорт ЕАЭС растет быстрее импорта
Кирилл Соков
Итоги внешней и взаимной торговли стран ЕАЭС за январь-июль этого года, опубликованные на днях ЕЭК, показывают позитивную в целом картину развития объединения. Главную угрозу для Союза сегодня представляет неравномерность развития его отдельных участников, не сумевших вовремя адаптироваться к условиям работы в рамках единого экономического пространства.
Внешняя торговля ЕЭК в первом полугодии этого года росла вдвое быстрее внутренней, а экспорт – быстрее импорта. По данным ЕЭК, за первые семь месяцев общий объем внешней торговли союзных государств достиг 419,6 млрд долларов, увеличившись по сравнению с тем же периодом 2017 г. на 22,7% (на 77,6 млрд долл.). При этом экспорт стран ЕАЭС вырос на 28,8% (до 270,5 млрд долл.), а импорт – на 13% (до 149,1 млрд долл.). Как следствие, положительное сальдо внешней торговли товарами увеличилось с 78 млрд в январе-июле 2017 г. до 121,4 млрд долларов в январе-июле 2018 г. То есть профицит торговли ЕАЭС с третьими странами за семь месяцев вырос в полтора раза, что говорит о преодолении экономического спада 2014-2016 гг. и активном наращивании экспорта.
Внешнеторговый оборот (экспорт плюс импорт) по всем пяти странам ЕАЭС вырос относительно равномерно. Однако динамика экспорта и импорта существенно различалась. Если в среднем по Союзу экспорт в третьи страны вырос на 28,8%, то у Белоруссии – на 31,7%, России – на 29,1%, Казахстана – на 27,2%, а у Армении – всего на 13,1%. Киргизия же продемонстрировала падение экспорта за пределы ЕАЭС на 7,6%. Очевидно, что наиболее активно экспорт наращивают те страны, которые поставляют на внешние рынки нефтегазовые ресурсы или продукты их переработки. Армения и Киргизия, которые в их число не входят, напротив, гораздо быстрее увеличивали импорт, который за семь месяцев вырос у них соответственно на 39,3 и 36%. У России, Казахстана и Белоруссии же импорт увеличился в пределах 12-14%, что в два с лишним раза ниже темпов наращивания ими экспортных поставок.
По-прежнему несопоставимыми остаются и абсолютные показатели участия государств ЕАЭС во внешней торговле объединения. Более двух третей (84,1%) внешнеторгового оборота Союза приходится на долю России, которая остается его безусловным экономическим лидером и «становым хребтом». Второе место по торговле с третьими странами занимает Казахстан (9,8%), а третье – Белоруссия (4,8%). В совокупности «интеграционная тройка», составляющая экономическую базу Союза, обеспечивает 98,7% всей его внешней торговли. Удельный вес Армении (0,7%) и Киргизии (0,6%) в торговле ЕАЭС с третьими странами крайне незначителен.
Более того, именно страны «интеграционной тройки» имеют положительное сальдо внешней торговли, которое у России составляет 101,4 млрд долл., у Казахстана – 19,9 млрд, а у Белоруссии – 2,3 млрд. Армения же по итогам семи месяцев этого года имеет дефицит внешней торговли в размере 912 млн долл., а Киргизия – 1,3 млрд долл.
Позитивное влияние на внешнюю торговлю ведущих стран ЕАЭС оказывает рост цен на основные статьи их экспорта, прежде всего нефтегазовые ресурсы и металлы. В июне этого года средняя стоимость нефти марки Urals составила 73,38 долл., в 1,6 раза превысив показатели июня 2017 г., когда она стоила 45,65 долл. за баррель. Рост мировых цен на нефть привел к тому, что нефтегазовые доходы России, Казахстана и Белоруссии, перерабатывающей на своих НПЗ российскую нефть, росли опережающими темпами. Так, по данным Росстата, экспорт топливно-энергетических товаров из РФ в стоимостном выражении увеличился на 29,3%, в том числе сырой нефти – на 31,4%, а природного газа – на 28,2%. Еще более высокими оказались темпы увеличения экспорта металлов и изделий из них (на 35,1%). Впрочем, аналогичными темпами рос и экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, увеличившийся за первое полугодие на 28,7%, тогда как поставки за рубеж машин, оборудования и транспортных средств (14,9%), а также продукции химической промышленности (14,1%) росли вдвое медленнее.
Среди основных регионов мира страны ЕАЭС в структуре внешней торговли России занимают третье место (8,3%), уступая Евросоюзу (43,8%) и государствам Азиатско-Тихоокеанского региона (29,8%). Учитывая, что Евразийский союз существует всего несколько лет, а по уровню развития экономики входящие в него страны – это далеко не Европа, такой результат выглядит отнюдь не самым плохим.
На страновом уровне роль ЕАЭС видна еще более отчетливо. Ключевыми экономическими партнерами России сегодня являются Китай (15,2%), ФРГ (8,9%) и Нидерланды (7%), сопоставимое место с последними из которых занимает Белоруссия (5%). Показательно, что ведущие страны ЕАЭС для РФ стали играть гораздо более важную роль, чем лидировавшая еще недавно Украина. Если с Белоруссией Россия за полгода наторговала на 16,5 млрд долл., а с Казахстаном – на 9 млрд, то с Украиной, у которой с РФ действуют взаимные экономические санкции, – только на 7 млрд.
Внутрисоюзная торговля стран ЕАЭС росла вдвое медленнее внешней. За январь-июль она увеличилась на 13,8%, достигнув 34 млрд долл. Опережающий рост внешней торговли является, безусловно, негативным фактором, поскольку ориентирует союзные государства не на внутренние, а на зарубежные рынки сбыта и экономические «центры силы», что отнюдь не стимулирует интеграцию. Однако, с другой стороны, такая ситуация отражает сложившуюся структуру экономики основных стран ЕАЭС, построенной на экспорте нефтегазовых ресурсов, металлов, другого сырья и продукции низкого передела. Схожие тенденции заметны и во внутрисоюзной торговле. Так, поставки минеральных продуктов, к которым по общепринятой классификации относятся нефть и газ, выросли в ЕАЭС за январь-июль на 20,3%, металлов и изделий из них на 18,5%, машин, оборудования и транспортных средств – на 17,9%, а продукции химической промышленности – только на 9%. Исключением стали текстиль, текстильные изделия и обувь, объем торговли которыми в ЕАЭС за семь месяцев увеличился почти на одну пятую.
Неравномерными были и темпы роста взаимной торговли по отдельным странам. Наиболее высокие показатели, более чем вдвое превышающие общесоюзные, демонстрирует Армения (31,1%), за которой следуют Россия (17%) и Казахстан (16,2%). Значительно ниже средних по ЕАЭС в январе-июле были темпы прироста взаимной торговли Киргизии (10,4%) и Белоруссии (4%). При этом у крупнейшей экономики Союза России самыми высокими темпами росла торговля с Белоруссией.
Еще одна особенность внутрисоюзной торговли – профицит в ней имеет пока только Россия. По итогам семи месяцев 2018 г. он составил 11 млрд долл., тогда как дефицит внутрисоюзной торговли Белоруссии достиг 5 млрд, Казахстана – 3,8 млрд, Киргизии – 619 млн, а Армении – 451 млн долл. Похожая ситуация складывается и по совокупному внешнеторговому обороту стран ЕАЭС (без его разделения на внутрисоюзную торговлю и товарооборот с третьими странами). Профицит по нему имеют только Россия и Казахстан, тогда как остальные страны Евразийского союза похвастаться положительным сальдо в настоящее время не могут.
В целом же благоприятная ценовая конъюнктура на мировых сырьевых рынках, а также усилия ведущих стран ЕАЭС по наращиванию экспорта позволяют Союзу поддерживать положительное сальдо торговли с внешним миром, что придает всему объединению финансово-экономическую устойчивость. Не имея доходов от экспорта нефти и газа, Россия не смогла бы оказывать поддержку другим участникам Союза, которые вынуждены были бы обращаться за помощью к МВФ и другим западным финансовым структурам. Последние же заинтересованы отнюдь не в стимулировании евразийской интеграции, а скорее в противодействии ей. При всем этом объемы внутрисоюзной торговли в ЕАЭС пока явно недостаточны и не идут ни в какое сравнение с торговлей, которую участники объединения ведут с третьими странами.
Кроме того, внушает тревогу снижение взаимной торговли с ЕАЭС у Киргизии, которая, как видно, оказалась хуже всех подготовленной к условиям работы в рамках единого экономического пространства. В том случае, если негативные тенденции не будут преодолены, республика может превратиться в болевую точку ЕАЭС, которая станет удобным инструментом для его расшатывания со стороны других экономических «центров силы», которым включение стран СНГ в общий рынок ЕАЭС невыгодно. Причем в роли этих центров могут выступать отнюдь не только США, не скрывающие своей антипатии по отношению к ЕАЭС и «имперской роли» России, но и другие страны, обладающие крупными экономиками.
Поэтому проблемы «малых» стран Союза требуют сегодня самого пристального внимания со стороны интеграционной «тройки».
Ритм Евразии. 20.09.2018