"Вступление в ЕАЭС позволило мигрантам из Кыргызстана получить хорошие рабочие места"
За первое полугодие 2018 года, трудовые мигранты из Кыргызстана перевели домой 1,2 млрд долларов, это рекорд. В прошлом году мигранты перевели свыше 2 млрд долларов, это больше чем годовой бюджет.
Согласно исследованию Всемирного Банка, по количеству денежных переводов от мигрантов в структуре ВВП Кыргызстан занимает второе место среди 214 стран. Деньги мигрантов составляют треть от ВВП республики. По данному показателю Кыргызстан смог обогнать лишь Таджикистан.
Экономист из Бишкека Нургуль Акимова в интервью Пресс-Клубу «Содружество» рассказала о причине роста денежных переводов, а также о перспективах появления новых рабочих мест в Кыргызстане.
- Нургуль Мамасадыковна, почему денежные переводы трудовых мигрантов регулярно увеличиваются?
- Во-первых, население стало больше уезжать на заработки. Во-вторых, увеличение связано с улучшением условий труда. Допустим, если пять лет назад мигранты работали на низкооплачиваемой работе, то сейчас они стали трудиться на более лучшей позиции на рынке труда.
Можно сказать, что они адаптировались, повысилась их квалификация, и они перестали быть чернорабочими, соответственно, и их зарплата увеличилась. В итоге и сумма денег для отправки родственникам в Кыргызстан от этого тоже возросла.
Второй момент, который нужно отметить это то, что раньше абсолютное большинство ездило на работу только в Россию и Казахстан. Сейчас же география миграции немного меняется. Все больше кыргызстанцев едут в США, Европу, Юго-Восточную Азию, Корею и другие страны. Это означает, что чем разнообразнее география поездок трудовых мигрантов, тем больше вероятности, что они добьются большего карьерного успеха.
К примеру, в России не самые лучшие условиях для проживания мигрантов, особенно до вступления Кыргызстана в ЕАЭС мигрантам было сложно. Им приходилось сталкиваться с милицией и другими проверяющими органами, которые требовали соблюдения всех бюрократических норм.
Сейчас их положение улучшилось и есть такая тенденция, что в больших городах, где развита сфера услуг, появляются кыргызские районы. Потому что в основном кыргызы работают в этой отрасли.
- Согласно статистике, 90% всех переводов пришлось все-таки на Россию...
- Смотрите, Кыргызстан и Россия состоят в Евразийском экономическом союзе и ежегодно страны проводят определенные согласования в сфере законодательства. С 2015 по 2018 год для Кыргызстана был льготный режим, мы успели частично адаптироваться. К 2025 должна пройти полная гармонизация всех процедур.
Например, кыргызстанцы имеют право работать в России по водительским удостоверениям, полученным дома. Им не нужно в РФ заново их получать или проходить тесты на соответствие. Квалификация некоторых наших профессий стала автоматически признаваться и в других странах ЕАЭС. Стало проще устраиваться на хорошую работу.
Если раньше на рынке услуг такси превалировали выходцы из Таджикистана, Молдавии и других стран СНГ, то сейчас гражданам Кыргызстана проще войти в эту сферу, что собственно они и делают. Все больше этих рабочих мест занимают кыргызстанцы.
Таким образом, гармонизация законодательства Кыргызстана и России (и других членов ЕАЭС), напрямую влияет на условия труда кыргызстанских мигрантов в этих странах. Это позволяет экономить на пошлинах, на общую лояльность оформления бюрократических процедур, упрощает и открывает больше возможностей для зарабатывания денег.
- По вашему мнению, в экономике Кыргызстана наблюдаются какие-либо подвижки, чтобы люди в будущем могли находить работу у себя дома, а не уезжать заграницу?
- Определенно сказать, намечается или нет, нельзя. Громкие уголовные дела, в некоторых случаях выборочная борьба с коррупцией, это отпугивает инвесторов.
И если инвестор не будет вкладывать сюда свои капиталы и строить коммерческие объекты, то вероятность того, что появятся новые рабочие места, крайне мала. Пока не видно причин, событий, по которым можно сказать, что, к примеру в 2019 году, появится ряд новых вакансий на рынке труда.
При этом стоит отметить, что законодательство медленно, но совершенствуется. Мы третий год наблюдаем, как либерализуется система госзакупок, это создает возможности для малого и среднего бизнеса участвовать в торгах. Пытаются улучшить законодательство в сфере инвестиций, но пока абсолютных гарантий для иностранного инвестора нет. В основном к нам приходят крупные инвесторы по договоренности с правительством.
Большие проекты привязаны к госгарантиям, они проходят ратификацию, то есть это не прямые иностранные инвестиции, они идут через программу госинвестиций. А для прямых инвестиций нужна гарантия, для этого судебная система должна сильно продвинутся, чтобы люди поверили в правосудие. Они должны быть уверены, что их имущество не отберут.
Стоит обратить внимание на еще один фактор. Недавно была принята Стратегия развития до 2040 года, это вызывает у исследователей конъектуры рынка две вещи – предсказуемость и перечень проектов которые правительство намерено софинансировать. Такой перечень появился, но пока не понятно, на каких условиях они намерены сотрудничать.
- То есть будущее экономики пока туманно?
- Да, пока туманно. Эта ситуация похожа на ту, что была в 2014 году, мы понимали, что уже третий год готовится к ратификации договор о вступлении в ЕАЭС, но все равно не понимали, какие для страны будут плюсы или минусы. Сейчас похожая ситуация.
Беседовал Евгений Погребняк (Кыргызстан)
Пресс-клуб "Содружество". 30.08.2018