Узбекистан и Казахстан создают безвизовое пространство в Центральной Азии – узбекский эксперт
17-18 августа впервые за последние 17 лет состоялся официальный визит президента Таджикистана Эмомали Рахмона в Узбекистан. В последние годы отношения между странами развивались динамично и в положительном русле: товарооборот стабильно рос, между государствами постепенно улаживались существовавшие долгие годы пограничные споры. А в перспективе для Таджикистана не составит сложностей присоединение к узбекско-казахстанскому проекту «Центральноазиатского Шенгена», что еще сильнее поспособствует интеграции стран региона – считает кандидат философских наук, заместитель заведующего отделом Новой и новейшей истории Института истории Академии наук Республики Узбекистан Равшан Назаров. Собеседник «Евразия.Эксперт» рассказал о преимуществах единого визового пространства Центральной Азии, о культурном потенциале стран региона, а также об отношениях между Ташкентом и Душанбе.
- Равшан Ринатович, как в Узбекистане оценивают идею создания аналога Шенгенской визы с Казахстаном? Какие возможности и риски она несет?
- Шенген – один из важных элементов, объединяющих и скрепляющих Европейский союз в единое целое. Как отметила руководитель Комитета индустрии туризма Министерства культуры и спорта Республики Казахстан Майнюра Мурзамадиева: «Мы сейчас работаем над созданием визы, как мы ее называем, «Шелковый путь», которая будет как бы аналогом Шенгенской визы. На первых порах – мы (Казахстан) с Узбекистаном». По словам Мурзамадиевой, получивший «Шелковую визу» турист, въехав в одну из стран Центральной Азии, сможет свободно перемещаться и по другим республикам региона. Власти Казахстана поддерживают инициативу, и до конца года казахстанская сторона ожидает одобрения от Узбекистана. Безусловно, это важный пункт региональной интеграции.
На наш взгляд, кроме единых туристических виз было бы также со временем целесообразно ввести и единые деловые визы, поскольку зарубежные партнеры часто заинтересованы не только в двустороннем, но и в многостороннем сотрудничестве.
Создание единых виз способствовало бы налаживанию как регионального туризма, так и расширению связей внутри бизнес-сообщества.
- Насколько вероятно подключение к договоренностям Казахстана и Узбекистана других стран региона? Кто еще выражает заинтересованность в «Центральноазиатском Шенгене»?
- По этому поводу руководитель Комитета по развитию туризма Республики Таджикистан Нуъмон Абдугаффорзода уже отметил, что его ведомство вопрос о соглашении между Таджикистаном и другими странами Центральной Азии прорабатывает и «подготовит предложение для правительства». Создание единого визового пространства планируется обсудить на следующем заседании Совета по туризму стран СНГ, которое пройдет в Самарканде (Узбекистан) в 2019 г.
На наш взгляд, не составляет особых сложностей присоединение к казахско-узбекскому проекту «Центральноазиатского Шенгена» также Республики Таджикистан и Кыргызской Республики, тем более что у всех четырех государств уже есть опыт длительного сотрудничества в рамках таких структур как СНГ, ШОС, ЦАЭС, ЕврАзЭС и т.д.
Действительно прорывным в позитивном отношении было бы присоединение к данному проекту Туркменистана.
- На ваш взгляд, какие возможности откроются перед странами Центральной Азии в случае внедрения единой визы в регионе? Свидетелями каких положительных тенденций мы станем в регионе?
- Актуальность и жизненная необходимость создания единого визового пространства в регионе (который уже успел получить название «Центральноазиатского Шенгена» или «Центральноазиатского аналога Шенгена») диктуется самим ходом объективной реальности. Современная туристическая отрасль во всем мире переживает небывалый подъем, принося как материальные, так и моральные дивиденды (в виде позитивного пиара). В этом отношении туризм, связанный с Великим Шелковым путем, также находится на стадии роста.
Один из самых интересных и насыщенных с туристической точки зрения участков данного пути проходит именно по государствам Центральной Азии. И поэтому вполне естественно, что значительное число зарубежных туристов захотят познакомиться с достопримечательностями стран региона сразу, в рамках единого тура. А как показывает практика, оформлять отдельные визы в каждую страну в ходе одной поездки – не самый рациональный подход к проблеме. И в данной ситуации видится один выход – введение единой региональной визы по примеру Шенгена. Рост числа туристов в Европе является наглядным показателем правильности данного подхода.
- Как вы оцениваете туристической потенциал стран Центральной Азии?
- Туристический потенциал региона Центральной Азии необычайно велик, и главное – разнообразен.
Страны региона могут предоставить туристам практически все виды современного туризма: культурно-познавательный, этнический, спортивно-оздоровительный, экстремальный, паломнический, экологический, гастрономический и т.д.
Чаткальский заповедник, находящийся в Западном Тянь-Шане, с 2016 г. является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, причем подали заявку совместно Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан.
В 2009 г. Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан (с Азербайджаном, Индией, Ираном, Пакистаном, Турцией) ввели весенний праздник Навруз в Список нематериального культурного наследия человечества.
В 2014 г. Казахстан и Кыргызстан ввели в Список нематериального культурного наследия традиционное национальное жилище – Юрту.
В 2016 г. Казахстан и Кыргызстан (совместно с Азербайджаном, Ираном, Турцией) ввели в Список нематериального культурного наследия культуру приготовления и преломления хлебной лепешки (лаваша, катырмы, жупки, юфки).
Центрами туризма в Узбекистане являются такие регионы, как Самарканд, Бухара, Хорезм, Ферганская долина, причем исторические центры таких городов как Бухара, Самарканд, Шахрисабз и Хива (Ичан-Кала) являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. И еще 30 объектов в Узбекистане во всех регионах республики (Сармышсай, Хазарасп, Канка, Шахрухия, Байсун, Шахимардан и др.) являются кандидатами в данный список.
В Казахстане есть 4 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО (Мавзолей Ходжа Ахмада Яссави в Туркестане, археологический ландшафт Тамгалы, объекты Великого Шелкового пути и Сары-Арка), и еще 13 объектов являются кандидатами в этот список (Мерке, Отрар, Каратау и др.).
В Кыргызстане есть объект Всемирного наследия ЮНЕСКО – гора Сулейман-Тоо (Ош), а также объект «Великий Шелковый путь: сеть маршрутов Чанъань-Тянь-Шаньского коридора», заявку на который Кыргызстан подавал совместно с Китаем и Казахстаном. И еще ряд объектов (петроглифы Саймалуу-Таша и др.) являются кандидатами в данный список.
В Туркменистане три объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО – Мерв, Ниса и Куня-Ургенч, и еще 8 объектов – кандидаты в данный список (Дехистан, Репетек, Бадхыз и т.д.).
В Таджикистане 2 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО – Саразм и Таджикский национальный парк на Памире. Кроме того, еще 16 кандидатов в данный список (Пенджикент, Тахти-Сангин, Фанские горы и т.д.).
Помимо этого, в странах региона много объектов устного и нематериального культурного наследия: в Казахстане это борьба курес, кюй, айтыс; в Кыргызстане – искусство акынов, эпос «Манас»; в Таджикистане (совместно с Узбекистаном) – шашмаком, плов; в Узбекистане – Байсун, катта ашула и т.д.
- 17-18 августа состоялся визит президента Таджикистана в Узбекистан. Каковы были цели данного визита? Какие соглашения были достигнуты?
- Визит Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона является своеобразным ответным визитом на государственный визит Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева в Душанбе в марте этого года. По итогам мартовского визита Мирзиеева, Узбекистан и Таджикистан подписали 27 соглашений, которые охватили большинство ключевых сфер таджикско-узбекского сотрудничества, самыми главными из которых были соглашения о взаимных поездках граждан и отмене визового режима. Как отметил во время того визита Президент Узбекистана: «Развитие дружественных отношений с соседними странами, прежде всего с Таджикистаном, является главным приоритетом внешней политики Узбекистана. Нынешний визит в Республику Таджикистан, который впервые за 27 лет осуществлен в статусе государственного, мы рассматриваем как возможность поднять наше сотрудничество на качественно новый уровень».
17 августа в Ташкенте прошел крупный концерт «Вечер Дружбы» с участием популярных узбекских и таджикских исполнителей. Необходимо отметить, что традиционные культуры узбекского и таджикского народов очень близки, а музыкально-исполнительское искусство шашмакома даже вошло в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО согласно совместной заявке Узбекистана и Таджикистана. Во второй день визита Президент Таджикистана посетил Самаркандскую область. Помимо соглашений в сфере безопасности, были подписаны также совместные документы о сотрудничестве в сферах кинематографии, гидрометеослужбы.
По итогам визита Ташкент и Душанбе официально стали стратегическими партнерами.
В последний раз президент Таджикистана посещал Узбекистан с государственным визитом в 2001 г. При этом 3 сентября 2016 г. он посетил Самарканд для участия в похоронах Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова.
- Много лет между Таджикистаном и Узбекистаном существовали споры о государственной границе. Какие факторы стали причиной их возникновения? Как улаживался этот вопрос?
- Общая протяженность таджикско-узбекской границы составляет 1332 км, речная граница составляет 105 км, сухопутная – 1227 км.
24 февраля – 1 марта 2018 г. в Ташкенте прошла очередная встреча рабочих групп правительственных делегаций Республики Узбекистан и Республики Таджикистан по вопросам делимитации и демаркации госграницы. Тогда в соответствии с Протоколом совместного заседания узбекско-таджикской межправительственной комиссии по вопросам делимитации и демаркации госграницы, подписанного 24 февраля 2018 г. в Фергане, рабочие группы подготовили приложения к проекту Договора между Узбекистаном и Таджикистаном об отдельных участках таджикско-узбекской границы.
История данного вопроса состоит в следующем. Территория, на которой стоят плотина и Фархадское водохранилище (но не сама ГЭС) в 1933 г. была передана от Таджикистана в аренду Узбекистану на 40 лет. Но в 1944 г. состоялся обмен территориями между Таджикистаном и Узбекистаном в связи со строительством ГЭС. Фархадское водохранилище было образовано в 1947 г. плотиной Фархадской ГЭС на реке Сырдарья на территории Таджикистана и Узбекистана.
Обретение Таджикистаном и Узбекистаном государственной независимости в 1991 г. привело к тому, что на многих участках границы между республиками возникли серьезные проблемы. Начиная с 1991 г. не оформленные в надлежащем порядке спорные участки местами превратились в настоящие горячие точки.
В 2002 г. в результате силовой милицейской операции над плотиной ГЭС был установлен контроль Таджикистана. С осени 2011 г. таджикские пограничники неоднократно задерживали граждан Узбекистана вблизи плотины, утверждая, что они находятся на территории Таджикистана. До 2016 г. конфликт находился в «замороженном» состоянии. На протяжении всего 2017 г. шла серьезная экспертная подготовительная работа.
Последний спорный участок границы находился между Согдийской областью Таджикистана и Сырдарьинской областью Узбекистана. На данном спорном участке протяженностью 2 км в районе Фархадской ГЭС нет населенных пунктов. Еще 10 января 2018 г., во время заседания Межправительственной комиссии по вопросам делимитации и демаркации государственной границы, Ташкент и Душанбе договорились об этом участке границы, в зоне которого находится Фархадская ГЭС. Стороны пришли к согласованному мнению, что земля, на которой находится электростанция, переходит Таджикистану, а электростанция остается в собственности Узбекистана. Охрану территории объекта будет осуществлять таджикская сторона, а его техническим обслуживанием будет заниматься Узбекистан. Кроме того, Узбекистан и Таджикистан организовали совместную рабочую группу по вопросам обезвреживания инженерных заграждений на приграничных территориях.
Во время визита Президента Республики Таджикистан в Ташкент был официально согласован последний спорный участок на границе между Узбекистаном и Таджикистаном. Еще в апреле 2018 г. парламент Таджикистана ратифицировал Договор между двумя странами об отдельных участках границы. Договоренность по данным участкам была достигнута во время визита президента Узбекистана Шавката Мирзиеева в Душанбе в марте 2018 г. Будем надеяться, что пограничные проблемы двух государств останутся в прошлом.
- Как вы сегодня оцениваете отношения Таджикистана и Узбекистана? Каков товарооборот между двумя странами?
- Большим событием в деле укрепления двусторонних экономических отношений стала выставка-ярмарка промышленных товаров Узбекистана в столице Таджикистана — Душанбе.
Первая выставка узбекских промышленных товаров, организованная за 25 лет независимости Таджикистана, состоялась в выставочном центре «Пойтахт-90» с 17 по 21 апреля 2017 г. Выставка явилась результатом достигнутых договоренностей по итогам 4-х заседаний Межправительственной комиссии между двумя соседними странами в целях развития и укрепления торгово-экономических и научно-технических связей. Организаторами выставки выступили торгово-промышленные палаты двух республик и «Узэкспоцентр» (Узбекистан). В выставке приняли участие 160 узбекских компаний с более чем 1500 наименований продукции. В торговом комплексе «Пойтахт-90» были представлены тракторы и хлопкоуборочные комбайны, легковые и грузовые автомобили, автобусы, а также продукции предприятий и компаний легкой, фармацевтической, пищевой и текстильной промышленности Узбекистана.
Во время проведения ярмарки предпринимателями и компаниями двух стран были подписаны контракты на общую сумму $50 млн на поставку промышленных товаров из Узбекистана в Таджикистан. В том числе было подписано соглашение на сумму $1,8 млн на поставку автозапчастей узбекскими компаниями таджикским коллегам.
На международной выставке «СУГД-2017», проведенной в Худжанде (Таджикистан) узбекские компании и предприниматели заключили 73 соглашения с таджикскими коллегами на сумму свыше $2,5 млн. Также было принято решение об открытии Торгового дома Узбекистана в г.Худжанд (Таджикистан).
Сегодня торгово-экономическое взаимодействие развивается динамичными темпами. По итогам 2017 г. товарооборот составил $240 млн. Это самый высокий показатель за последние 20 лет.
При этом взаимные товарные поставки, без учета услуг, выросли за последние два года более чем в 10 раз. Основной объем товарооборота составили транспортные средства и услуги, текстильная и пластмассовая продукция, бытовая техника. В Узбекистане действуют 25 предприятий, созданных с участием таджикского капитала. Для обеспечения прямых контактов между деловыми кругами двух стран в Душанбе и Ташкенте традиционно проводятся бизнес-форумы. Торгово-промышленными палатами двух стран создан Узбекско-таджикский деловой совет, в марте 2018 г. состоялось его первое заседание.
Перспективно расширение сотрудничества в сферах легкой и пищевой промышленности, производства строительных материалов, сельского хозяйства, переработки плодоовощной продукции, по созданию благоприятных условий для транзита, межрегионального сотрудничества.
- Какие меры Таджикистан и Узбекистан принимают для наращивания двусторонней торговли?
- Во время визита Мирзиеева в Душанбе в марте 2018 г. оба президента с удовлетворением отметили наблюдающуюся положительную динамику во взаимной торговле и подчеркнули наличие значительного потенциала для диверсификации номенклатуры двустороннего товарооборота и доведения его объемов до $500 млн в ближайшие годы. В этой связи была подтверждена важность дальнейшего расширения номенклатуры взаимной торговли.
Стороны отметили большой потенциал для развития промышленной кооперации, создания совместных предприятий и торговых домов, активного развития внешнеторговой инфраструктуры и механизмов поддержки экспортно-импортных операций, а также проведения на взаимной основе бизнес-форумов и национальных выставок промышленной продукции.
Обе стороны обязались приложить совместные усилия по привлечению и поощрению инвестиций в экономику обеих стран. В этом контексте главы государств приветствовали подписание Соглашения между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Республики Таджикистан о поощрении и взаимной защите инвестиций. Стороны также отметили успешное проведение взаимных национальных выставок и бизнес-форумов в Душанбе и Ташкенте в 2017 г., что содействовало расширению контактов между деловыми кругами и заключению солидного пакета торговых соглашений и контрактов. Высоко были оценены организованная в Душанбе выставка «Произведено в Узбекистане» и совместный узбекско-таджикский бизнес-форум.
Главы двух государств положительно оценили итоги состоявшегося 10 января 2018 г. в Душанбе пятого заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и подчеркнули необходимость дальнейшего усиления ее роли как эффективного механизма решения всего комплекса вопросов по развитию торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества, а также определения новых перспективных направлений взаимодействия.
Стороны отметили необходимость расширения и углубления контактов между регионами двух государств в торгово-экономической, научно-технической и культурно-гуманитарной сферах в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Республики Таджикистан о межрегиональном сотрудничестве, подписанным в рамках визита Мирзиеева в Таджикистан.
В рамках прошедшего визита Рахмона в Ташкент был подписан еще ряд межгосударственных соглашений, которые будут способствовать дальнейшему расширению торгово-экономического сотрудничества двух стран.
Евразия.Эксперт. 20.08.2018