Украина ждет обострения в Донбассе
Татьяна Ивженко
Председатель Верховной рады Андрей Парубий сомневается, что украинский парламент вновь продлит срок действия закона о широких полномочиях местной власти в Донбассе. В прошлом году подобное голосование состоялось под давлением западных партнеров Украины. Сейчас ставки еще выше, ведь на осень в ДНР и ЛНР запланированы выборы.
Не согласованные с Украиной выборы глав и парламентов непризнанных республик в 2014 году привели к тому, что Киев поставил на паузу выполнение закона. А в Донбассе начались активные боевые действия. Напомним, закон, о котором идет речь, в СМИ часто называют «Об особом статусе Донбасса», его полное название «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».
Верховная рада проголосовала за него в сентябре 2014 года. Решение преподносилось как шаг по выполнению Минских соглашений, подписанных в том же месяце несколькими днями ранее.
Украинский закон вступил в силу 18 октября 2014 г. Он предполагал наделение местной власти в Донбассе широкими полномочиями, включая право самостоятельно формировать правоохранительные органы, суды, прокуратуру; на местном уровне принимать решения о статусе русского языка; развивать автономные экономические, социальные, культурные связи с приграничными районами РФ. В том же законе шла речь об амнистии (позже появилось уточнение, что амнистия коснется только тех, кто не совершил тяжких преступлений); об участии Украины в восстановлении инфраструктуры Донбасса.
Закон принимался сроком на три года, то есть до октября 2017-го. В момент голосования украинские депутаты поясняли, что по истечении этого периода отдельный закон Донбассу больше не потребуется, поскольку все регионы Украины получат широкие полномочия в рамках децентрализации власти. Впрочем, в Донбассе закон так и не был применен. Дело в том, что Киев готов был предоставить особый статус тому составу местной власти (местным депутатам, мэрам городов, главам районов), который, согласно закону, следовало избрать на внеочередных выборах. Их проведение Верховная рада назначила на 7 декабря 2014 года. Однако за месяц до этого срока, 2 ноября 2014 года в ДНР и ЛНР провели выборы глав и парламентов республик. Решение не было согласовано с украинской стороной, Киев не признал результаты голосования.
Выборы глав и парламентов ДНР/ЛНР состоялись в тот период, когда в украинском парламенте проходила «пересменка»: внеочередные выборы в Верховную раду уже состоялись (в октябре 2014 года), однако новый состав депутатов еще не приступил к полноценной работе. В начале 2015 года украинский парламент добавил в закон еще одну статью – об условиях вступления его в действие. В ней сказано о полном прекращении огня, отводе из региона всех войск, которые Украина считает незаконными формированиями, восстановлении украинской юрисдикции на всей территории Донбасса, в целом – о создании условий, в которых выборы местных органов власти можно было бы провести в безопасности и с гарантиями свободного волеизъявления граждан.
Кстати, ДНР и ЛНР много раз объявляли о датах выборов местных органов власти, но всякий раз руководство республик соглашалось на отсрочку. Донецк и Луганск возлагали надежды на то, что Запад убедит украинскую сторону в необходимости признать республики и предоставить им особый статус. В этом контексте в 2016 году стали говорить о так называемой «формуле Штайнмайера» (бывшего главы МИД, сейчас президента Германии). Этот план предусматривал, что стороны прекратят обстрелы, отведут войска и оружие, предварительно договорившись о проведении местных выборов в Донбассе. На время предвыборной кампании Украина должна предоставить региону особый статус во временном режиме, а после голосования (в случае, если ОБСЕ признает выборы состоявшимися и соответствующими всем международным требованиям) – на постоянной основе.
Украинская сторона не принимает этот план, поскольку нацелена на ликвидацию ДНР/ЛНР. В начале с.г. Верховная рада приняла закон, в котором Россия была названа «государством-агрессором», а руководство ДНР/ЛНР было признано «оккупационными администрациями». На днях председатель Верховной рады Андрей Парубий поставил под сомнение необходимость продлить срок действия закона о широких полномочиях местной власти в Донбассе. Выступая во Львовской области, Парубий сказал: «Накануне истечения срока действия будем советоваться, есть ли необходимость еще на год продлевать, или такой необходимости уже и нет». Он отметил, что решение «во многом будет зависеть и от позиции наших международных партнеров. Ведь понятно: нам крайне важно удержать санкции против России».
В прошлом году этот аргумент возымел действие. К украинской власти обратились посольства Германии, Франции, а также спецпредставитель Госдепа США Курт Волкер. Посредники объяснили, что продление на год срока действия закона создаст условия для продолжения переговоров об урегулировании в Донбассе. Президент Петр Порошенко внес в Верховную раду законопроект «О создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», которым фактически на год продлевался срок действия закона «Об особом порядке самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».
Порошенко объяснил, что решение должно быть принято, чтобы открыть путь к организации миротворческой миссии ООН для Донбасса. А для Украины, по его словам, никаких рисков не было, ведь закон вступил бы в силу только в случае выполнения тех условий, которые были внесены в его текст в виде дополнения. «Возможность выполнения закона жестко обусловлена рядом требований к России (как агрессору и оккупанту) и к ее марионеточным режимам. Прежде всего – требованием о выводе российских войск, незаконных вооруженных формирований, выводе военной техники с территории Украины, и нормой о соответствии политических процессов стандартам ОБСЕ», – подчеркнул украинский президент.
В Верховной раде в прошлом году нашлось 229 голосов (при необходимом минимуме в 226) для продления срока действия закона. «Этот год продемонстрировал: никаких изменений не произошло», – сказал Парубий. В Верховной раде отмечают, что формат «нормандской четверки» неэффективен, российско-американские переговоры (на уровне Курта Волкера и Владислава Суркова) фактически заморожены. Политологи считают, что до выборов президента и парламента в Украине (в марте и в октябре 2019 года) никаких подвижек в вопросе урегулирования ожидать не стоит.
А в ДНР/ЛНР тем временем приближается к завершению четырехлетний срок полномочий глав и парламентов республик. Еще весной руководитель ДНР Александр Захарченко сказал местным СМИ, что осенью состоятся выборы. В отличие от выборов местных органов власти (которые Донецк и Луганск откладывали в надежде договориться с Киевом), избрание глав и депутатов должно состояться в срок. Иначе под вопрос будет поставлено существование республик, чего и добивается украинская сторона.
С момента переговоров президентов Дональда Трампа и Владимира Путина в кулуарах обсуждается новая идея – о референдуме по статусу Донбасса. Руководитель Центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что ничего нового не произошло, российская позиция в отношении ситуации в Донбассе осталась прежней. «План состоит в том, чтобы вернуть эти территории в состав Украины, но на российских условиях. Речь идет о так называемой автономии, и суть ее в том, что фактически «ЛДНР» сохраняют самостоятельность, они формально входят в состав Украины, Украина платит за их содержание, но реально они подчиняются Москве... Я думаю, что ни нынешнее, ни будущее руководство Украины на это не пойдет», – сказал Фесенко газете «Сегодня».
Директор украинского Института внешней политики Григорий Перепелица считает, что в России ждут результатов выборов в Украине: «Все зависит от того, какая политическая сила придет к власти». По мнению Перепелицы, не исключена победа тех, кто готов подписать «соглашение о капитуляции». Эксперт сказал изданию «Слово и дело», что в этом случае «Донбассу предоставят тот статус, который укажет Россия. Воцарится мир. Но что будет после этого с суверенитетом Украины? Появится большая проблема». Если победят политики, не устраивающие российскую сторону, в регионе возможно обострение ситуации, активизация боевых действий, допустил он.
Источники «НГ» утверждают, что западные партнеры, как и ранее, убеждают украинскую сторону не провоцировать негативные сценарии. Для начала – снова продлить срок действия так и не вступившего в силу закона о широких полномочиях местной власти Донбасса. Курт Волкер в конце июля сказал «Голосу Америки»: «Я понимаю разочарование украинских законодателей и общества. Они делали необходимые шаги (такие как принятие этого закона об особом статусе и закона об амнистии). В свою очередь, Россия не сделала ничего для завершения конфликта и вывода войск». Придерживаясь такой позиции, спецпредставитель Госдепа США выступил за пролонгацию закона: «Я не вижу никакого вреда в продлении действия закона. Ничего не изменится с сегодняшнего дня и до того времени, когда действие закона уже будет продлено... Зато Россия будет использовать приостановление действия закона в качестве причины жаловаться на Украину. Там скажут, что Украина не хочет выполнять Минские соглашения. Поэтому просто не давайте России этого аргумента».
Независимая газета. 05.08.2018