На финише брекзита. Что ждет Британию через полгода
Петер Келлнер
У Великобритании осталось всего полгода на то, чтобы заключить с Брюсселем соглашение о выходе из ЕС. И чем дальше, тем выше вероятность того, что они это сделать не успеют.
Вопрос «и что тогда?» часто бывает самым трудным, а иногда и самым важным.
Вероятность того, что переговоры по выходу Великобритании из ЕС закончатся провалом, становится все выше. Время идет, а позиции сторон не сближаются. Тереза Мэй обнародовала свой последний компромиссный план и не склонна идти на дальнейшие уступки. У Мишеля Барнье, главного переговорщика со стороны ЕС, тоже мало пространства для маневра. Возможно, в последний момент британское правительство все-таки одобрит текст соглашения, но растет риск, что этого не произойдет.
И что тогда?
Есть четыре варианта развития кризиса.
Сценарий 1. Тупик
Великобритания заявит, что не будет платить отступные в размере 50 млрд евро, на которые она согласилась в декабре прошлого года. Раз соглашения нет, то и платить мы не будем, скажут британские министры. Тогда, ответит ЕС, не будет и никакого «переходного периода» до конца 2020 года (в течение этого срока текущие договоренности, касающиеся, например, британских границ, будут оставаться в силе), ведь для него тоже необходимо соглашение о выходе.
В этом случае 29 марта следующего года Великобритания рухнет с обрыва в совсем новую жизнь. Этого опасаются бизнесмены – и не только они. На товары из ЕС распространятся британские таможенные тарифы и пограничный контроль. Вокруг Дувра и Кале возникнут пробки из грузовиков. Еда, предназначенная для британских магазинов, протухнет. На ирландской границе тоже придется оборудовать таможенные посты – иначе она превратится в рай для контрабандистов. Британские заводы, особенно автомобильные и авиационные, будут вынуждены сократить производство и уволить рабочих, потому что многие из них встроены в отлаженные трансъевропейские системы поставок, которые перестанут работать. Осложнится доступ Великобритании к жизненно важным лекарствам и химическим продуктам, которые используются в повседневных товарах вроде шампуней и зубной пасты. В самой жесткой версии британские авиакомпании лишатся возможности летать над континентальной Европой.
Разумеется, со временем стороны придут к договоренностям, которые позволят справиться с этим бардаком. Будут найдены способы оживить торговлю. Британские пациенты смогут лечиться в Европе, а турфирмы будут, как и раньше, отправлять клиентов на средиземноморские курорты. Но разрыв будет очень болезненным, и экономике понадобится много лет, чтобы от него оправиться.
Более того, как предупреждает Управление бюджетной ответственности, контролирующее исполнение бюджета британским правительством, издержки брекзита значительно превысят средства, которые страна сэкономит, перестав платить взносы в бюджет ЕС. А как же обещание организаторов кампании «Голосуй за выход», что брекзит позволит каждую неделю направлять дополнительно 350 млн фунтов (400 млн евро) на нужды здравоохранения? Забудьте о нем.
Сценарий 2. Отель «Калифорния»
В общем, выход из ЕС без соглашения стал бы катастрофой, и именно поэтому стороны пытаются избежать такого развития событий. Первый из возможных способов сделать это заключается в том, что в марте будущего года Великобритания покинет ЕС, но обе стороны согласятся сохранить на некоторое время действующие условия торговли и все прочие договоренности. Иными словами, «переходный период» будет действовать даже без полноценного соглашения по выходу, а Великобритания продолжит платить взносы в ЕС, пока будут идти переговоры о том, как дальше выстраивать отношения.
С политической точки зрения такой вариант выглядит заманчивым, но он не так прост, как кажется. А что, если соглашения не удастся достичь ни через год, ни через два? Не превратятся ли эти временные договоренности в постоянные, как получилось у Норвегии, которая в 1994 году заключила с ЕС временное соглашение вроде бы на несколько месяцев, но оно действует до сих пор?
Если Великобритания будет и дальше подчиняться правилам ЕС и платить взносы в бюджет, то в будущем это создаст определенные трудности. Ведь в таком положении она не сможет влиять ни на выработку новых правил, ни на то, как будут расходоваться средства ЕС. Для британских политиков, выступающих за брекзит, это анафема – они уже сейчас опасаются выхода в стиле песни «Отель "Калифорния"» группы The Eagles, то есть ситуации, когда Британия из отеля выписывается, но не уезжает.
Сценарий 3. Выжидательный
Великобритания просит ЕС отложить брекзит на то время, пока продолжаются переговоры о соглашении о выходе. В соответствии с 50-й статьей Лиссабонского договора на это требуется единодушное согласие остальных 27 стран ЕС. Не факт, что все они согласятся. Но если все-таки согласятся, то тогда повседневная жизнь в Британии останется прежней (как и во втором сценарии), а вдобавок Британия сохранит статус страны ЕС и право голоса при принятии решений в Брюсселе.
Впрочем, и здесь есть свои подводные камни. Британские политики, выступающие за брекзит, будут переживать, что временные договоренности могут превратиться в постоянные. С другой стороны, международные корпорации, не зная, насколько долго Британия останется в ЕС, не будут рваться открывать новые заводы и создавать новые рабочие места без ясной долгосрочной перспективы.
Сценарий 4. Отказ от брекзита
Великобритания решает остаться в ЕС. Правительство отзывает письмо, в котором сообщало о своем решении покинуть ЕС. По мнению лорда Керра, британского разработчика 50-й статьи Лиссабонского договора, Великобритания может принять такое решение самостоятельно – разрешение прочих стран ЕС для этого не требуется. Некоторые юристы с Керром не согласны, но на деле решение об отказе от брекзита вряд ли столкнется с серьезным сопротивлением.
Самый очевидный способ отказаться от брекзита – провести новый референдум. Против этого выступает правительство Терезы Мэй. Оппозиционная Лейбористская партия от прямого ответа уклоняется, заявляя, что новый референдум не входит в ее нынешнюю политическую повестку, но такого варианта она не исключает.
Тем не менее провал переговоров по брекзиту приведет к серьезному кризису в Лондоне. Сторонников идеи народного голосования становится все больше, а провал, скорее всего, еще больше усилит их позиции. Выбор здесь простой: либо отказ от брекзита, либо жесткий выход из ЕС без соглашения, описанный в первом сценарии. Как показал референдум, прошедший в июне 2016 года, нельзя ни в чем быть уверенным. Хотя, по последним опросам, если новый референдум все-таки состоится, то верх возьмут сторонники того, чтобы остаться в ЕС.
Какой из этих сценариев наиболее вероятен?
Этого никто сказать не может. Каждый из них связан с большими трудностями – и финансовыми, и юридическими, и политическими. У каждого найдутся горячие сторонники и возмущенные противники. Но одно можно сказать точно: если этой осенью не будет заключено соглашение между Великобританией и ЕС, то это будет не столько концом одной истории, сколько началом новой. Для кого-то захватывающей, а для кого-то – пугающей.
Английский оригинал текста был опубликован в Strategic Europe, 24.07.2018
Московский Центр Карнеги. 01.08.2018