МВФ заставляет Киев принять непопулярные решения
Татьяна Ивженко
С 1 августа в Украине выросла цена на газ для государственных промышленных предприятий. Тарифы для населения останутся прежними до 1 сентября. Затем правительство примет решение о том, когда и как выполнять требование МВФ о единой и рыночной цене для всех потребителей.
Нюанс состоит в том, что в апреле 2016 года, когда Владимир Гройсман только сменил Арсения Яценюка на посту премьер-министра, уже принималось решение о единой и рыночной цене на газ. Если Арсений Яценюк собирался выполнять требование МВФ поэтапно, в течение нескольких лет, то правительство Владимира Гройсмана решило не тянуть и сразу утвердить новые газовые тарифы.
«Сегодня мы должны принять трудное, но необходимое для нашей страны решение об установлении единой цены на газ. Убежден, что мы в этом вопросе поставим точку, и это будет последнее изменение в цене на газ для нашего государства», – заявил новый премьер в апреле 2016 года на одном из первых заседаний своего правительства.
Два года назад для бытовых потребителей и госпредприятий была установлена цена в 265 долл. за 1 тыс. куб. м газа. При этом правительство отменило действовавший ранее льготный тариф для тех, кто потребляет менее 1,2 тыс. куб. м газа в месяц. Новшество сразу же ощутимо ударило по сельским жителям, использовавшим газ в том числе для отопления домов. Большинство из них подпадали под действие распоряжений о льготных тарифах и получали газ по цене около 135 долл. за 1 тыс. куб. м. Подорожание топлива в 2 раза вынудило многих отказываться от газа. Другие поспешили оформить субсидии. Очереди за государственной помощью к осени выстроились и в городах, где новая цена газа отразилась на стоимости отопления. Цена тепла для горожан, проживающих в обычной советской квартире площадью 30–40 кв. м, достигла 40–50 долл. в месяц.
В первый год действия правительственного решения в Киеве собрался так называемый тарифный майдан, но акции протеста ни к чему не привели. Лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко, активнее других политиков выступавшая против новых тарифов, попыталась отменить правительственные решения через суды. Не преуспев в этом, она тем не менее вернула былую политическую популярность. И до сих пор сохраняет лидерство в президентском и парламентском рейтингах.
Тимошенко назвала «преступлением против украинцев» решение правительства Гройсмана о шоковом повышении тарифов. Она уже два года заявляет, что экономических оснований для этого нет. По словам лидера «Батькивщины», для бытовых потребителей установлены цены на европейском уровне, хотя в Украине добывается достаточно газа для того, чтобы удовлетворить все потребности населения. Уровень собственной добычи в последние годы достигал почти 20 млрд куб. м в год. Тимошенко ранее обещала, что, придя к власти, сразу же снизит тарифы.
Гройсман предвидел подобные выступления. Только став премьером, он сказал, что против его решений выступят популисты. По его словам, только единая и рыночная цена на газ позволяет искоренить коррупцию в газовой сфере. Премьер пояснил, что до 2016 года сделки на разнице между ценой импортного газа и льготной ценой газа для населения служили источником обогащения для избранных лиц. «Я понимаю, что сейчас определенные популисты начнут говорить, мол, «все пропало!». Но я верю в то, что мы принимаем государственное решение, что мы способны обеспечить поддержку тех, кто в ней нуждается. И я убежден, что мы поставим точку в коррупционных схемах на рынке газа», – заявил премьер в апреле 2016 года.
В то же время правительство пояснило, что единая цена для всех потребителей позволяет Украине развивать собственную добычу газа. Заявление выглядело убедительно, ведь весной 2016 года украинцы еще не привыкли к мысли о том, что страна не получает российский газ. С ноября 2015 года поставки были прекращены, «Нафтогаз» и «Газпром» уже подали иски в Стокгольмский арбитражный суд и решили ожидать результата. Украина стала покупать газ в ЕС. В 2017 году, по данным компании «Укртрансгаз» (дочерней структуры «Нафтогаза»), объем импорта составил около 15 млрд куб. м. Газ поступал по польскому, словацкому, венгерскому маршрутам. «Нафтогаз» планировал с марта с.г. возобновить поставки из России, однако «Газпром» вернул украинской компании предоплату – сотрудничество не возобновилось.
А намерения правительства направить дополнительные средства на развитие собственной добычи были забыты. Поначалу звучали обещания нарастить добычу на треть, почти до 30 млрд куб. м в год к 2020 году. Но по состоянию на текущий год, как свидетельствуют данные открытых источников, объем украинской добычи остается на прежнем уровне. Цены – тоже. Выросла только сумма задолженности населения за услуги ЖКХ, газ, электроэнергию. По данным одного из лидеров «Оппозиционного блока» Сергея Левочкина, к лету с.г. общая сумма долга бытовых потребителей достигла 1,5 млрд долл. Хотя в Украине повысили уровень минимальной зарплаты и размер пенсий, но добавка была нивелирована девальвацией гривны. А рост цен на газ (а также тепло, горячую воду, электроэнергию, в производстве которых используется газ) привел к повышению стоимости продуктов и услуг.
Субсидии не решают весь комплекс проблем, считает оппозиция. Представители «Батькивщины» настаивают, что власть должна обеспечить жителей и экономику доступными ресурсами, чтобы дать импульс экономическому развитию. А только после этого думать о повышении тарифов. Члены «Оппозиционного блока» допускают, что власть специально культивирует бедность, поскольку «нищим населением проще управлять».
Представители власти утверждают, что требование об очередном повышении тарифов Украине выдвигает МВФ. Об этом еще в начале года заявил Владимир Гройсман. Заодно выяснилось, что сейчас цены на газ для населения и для промышленности, включая госпредприятия, снова не одинаковы. В конце июля правительство объявило, что до 1 сентября откладывает решение. При этом цена на газ для госпредприятий с 1 августа незначительно увеличилась. Источник агентства УНН в Кабинете министров отметил, что МВФ требует повысить цену на газ на 60–70%. Правительство пытается избежать необходимости такого решения, но остро нуждается в получении траншей кредита от основного кредитора. Владимир Гройсман на том же заседании парламента напомнил депутатам, что в ближайшие годы Украине предстоит выплатить около 33 млрд долл. по внешним заимствованиям. Представители партии власти в Раде заявляли, что без помощи МВФ Украине грозит дефолт.
С другой стороны, новая волна шокового повышения цен на газ, тарифов ЖКХ, что повлечет за собой очередное подорожание товаров и продуктов, тоже может привести к дестабилизации, считают эксперты. Но как раз в период предвыборной кампании могут быть реализованы те непопулярные решения, на которых настаивает МВФ.
Независимая газета. 01.08.2018