Море врозь
Кирилл Кривошеев, Сергей Строкань; Янина Соколовская, Киев
Украина продолжает демонтаж договорно-правовой базы отношений с Россией. Поручив МИДу начать денонсацию базового российско-украинского Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, президент Украины Петр Порошенко рассматривает вопрос о пересмотре еще одного документа — Договора о сотрудничестве с Россией в использовании Азовского моря и Керченского пролива. Но если первый договор фактически потерял свое значение, то второй — регламентирующий судоходство в Азовском море — остается одним из немногих действующих соглашений. Его пересмотр грозит серьезным обострением ситуации в регионе.
Свою новую инициативу, призванную реализовать неоднократно изложенную им ранее стратегию полного разрыва связей с Россией, президент Порошенко огласил в ходе совещания в Киеве с собравшимися там послами Украины за рубежом. «Сегодня мы подошли достаточно подготовленно и юридически защищенно к следующему шагу — прекращению действия Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией, который уже давно стал анахронизмом»,— заявил он. В связи с этим господин Порошенко призвал украинский МИД «в ближайшее время подготовить необходимый пакет документов для начала реализации этот процесса».
Подписанный в украинской столице 31 мая 1997 года, при президентах Кучме и Ельцине, базовый Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между РФ и Украиной стал яблоком раздора задолго до конфликта 2014 года. По истечении десятилетнего срока его действия, в 2008 году, уже при президенте Ющенко, необходимость его продления вызывала сомнения не только в Киеве, но и в Москве. Более того, выражая растущее недовольство действиями Киева, в период правления Виктора Ющенко провозгласившего курс «на ускоренную интеграцию в НАТО», российские депутаты даже приняли специальное обращение к президенту Медведеву и правительству РФ, порекомендовав исполнительной власти рассмотреть вопрос о выходе Москвы из «Большого договора» с Украиной.
Однако десять лет назад, несмотря на охлаждение двусторонних отношений, базовый договор был продлен. Причем предъявлявшая встречные претензии Москве украинская сторона оказалась не готова к радикальному сценарию, оглашенному нынешним главой государства Петром Порошенко.
Договор 1997 года, который намерен разорвать Петр Порошенко, содержит немало формулировок, к сегодняшнему дню полностью утративших смысл и выглядящих анахронизмом, учитывая нынешнее состояние двусторонних отношений.
Так, в документе отмечается, что Москва и Киев «основывают свои отношения на взаимном уважении», «подтверждают нерушимость существующих между ними границ», «будут содействовать созданию равных возможностей и условий для изучения русского языка на Украине и украинского языка в Российской Федерации».
«Формально у Украины есть время до 1 октября, чтобы определиться: продлевать ли по умолчанию действие "Большого договора" или отправить российской стороне по дипломатическим каналам ноту о том, что договор прекращает свое действие по инициативе Киева»,— пояснил “Ъ” собеседник, близкий к МИД Украины. По данным источника “Ъ”, после заявления Петра Порошенко судьбу договора можно считать решенной. «Никакой дружбы, сотрудничества и стратегического партнерства между Украиной и Россией сейчас не существует, поэтому действие договора должно быть прекращено. Если еще в апреле президент говорил, что могут быть прекращены лишь отдельные положения договора, то теперь его позиция ужесточилась»,— говорит собеседник “Ъ” в Киеве.
«Очевидно, что положения, закрепленные в договоре, все равно не соблюдаются, поэтому его денонсация де-факто ничего не изменит. Но проблема в том, что взамен этого договора никакого нового документа стороны не подпишут. Таким образом, при отсутствии основополагающего документа, отвечающего сегодняшним реалиям, ситуация будет только ухудшаться»,— пояснил “Ъ” киевский политолог Андрей Бузаров.
Примечательно, что, выступая на совещании с главами украинских дипмиссий, президент Порошенко поднял еще одну крайне болезненную для обеих сторон тему — ситуацию в Азовском море, которая становится все более напряженной. Киев обвиняет Москву в противоправных действиях, указывая на то, что российская сторона блокирует иностранные суда в Керченском проливе, направляющиеся в украинские порты на Азовском море.
«Я не собираюсь с этим мириться и твердо убежден: ситуация, которая складывается сейчас, является категорически неприемлемой»,— заявил Петр Порошенко.
Сообщив о том, что ситуация в Азовском море в ближайшее время будет рассмотрена на специально созываемом по этому поводу заседании Совета национальной безопасности и обороны, Петр Порошенко призвал украинский МИД «как можно быстрее внести свои предложения». «Противоправные и коварные действия Москвы в этом регионе не должны и не будут оставаться безнаказанными. Тем более и без соответствующей международной реакции. И здесь мне нужна ваша помощь»,— воззвал к украинским дипломатам Петр Порошенко.
В настоящее время между Россией и Украиной действует Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, подписанный в 2003 году, когда у власти в Киеве все еще находился президент Кучма, и остающийся реально действующим документом — в отличие от «Большого договора».
Несмотря на то что сам президент Порошенко не говорит о возможности его денонсации, в последние дни в Киеве все чаще говорят о его возможном пересмотре или даже отмене. По словам источника “Ъ” в правительстве Украины, ключевой сторонник наиболее жесткого сценария — постпред президента Порошенко в Крыму Борис Бабин. Именно в его ведомстве готовятся документы для возможной денонсации договора.
«Я уверен, что на основе тех материалов, которые подготовили представительство президента в Крыму и другие органы власти, которые владеют реальным положением дел на Азовском море, будет принято соответствующее политическое решение»,— заявил Борис Бабин в понедельник в эфире телеканала «112». «Главной мерой по противодействию агрессору (России.— “Ъ”) и в Крыму, и в Донбассе, и в Азовском море является, безусловно, усиление военной составляющей»,— добавил господин Бабин, впрочем, не уточнив, как Украина может противостоять России в Азовском море военным путем.
Обращает на себя внимание то, что еще в прошлом месяце президент Порошенко поручил министру обороны, начальнику Генштаба и командованию ВМС принять меры, чтобы «остановить российские провокации» в отношении блокирования судов, следующих в украинские порты.
Тем не менее, в отличие от договора 1997 года, по которому в украинских верхах сложился полный консенсус, единого мнения, как быть с договором 2003 года, пока нет.
«Пропрезидентские силы против денонсации, но за усиление украинского военного присутствия в Азове, оппозиционные — за полный разрыв договора»,— уточнил “Ъ” депутат Верховной рады от «Блока Петра Порошенко».
Суть соглашения 2003 года между Россией и Украиной о совместном использовании Азовского моря заключается в том, что обе страны считают его акваторию, а также Керченский пролив своими внутренними водами. Таким образом, суда под флагами России и Украины «пользуются свободой судоходства». Однако статус «внутренних вод» для обеих стран также позволяет как российским, так и украинским военным беспрепятственно задерживать и досматривать суда другой стороны и иностранных держав.
По мнению главы киевского Центра глобальных стратегий Вадима Карасева, несмотря на более терпимое отношение украинской стороны к договору 2003 года, ситуация в Азовском море будет продолжать накаляться. «Даже если соглашение об Азовском море не будет денонсировано, усиление военного присутствия в нем вызовет серьезную напряженность. Только представьте ситуацию, что украинское торговое судно в сопровождении сторожевиков приближается к Керченскому проливу и к Крымскому мосту. Российские силовики на это неизбежно отреагируют. В такой ситуации столкновение неизбежно»,— пояснил “Ъ” Вадим Карасев.
Коммерсант. 28.08.2018